Григорий (gest) wrote,
Григорий
gest

Category:

Тонкое тонкому: Мемы и дэвы

Кстати, то, как Подводный связал свою "семёрку" с чакрами, позволяет провести параллели с другими подобными системами, а именно со Спиральной Динамикой Грейвза-Бека и ТУАИ Фельдмана. В этом, впрочем, нет ничего неожиданного, ещё Кен Уилбер отожествлял мемы Спирали с иерархией чакр.

Итак.

Начинается всё с Серого человека, что логично. Простые желания (первый уровень Фельдмана), жизненная сила, биологическое существование, основа жизни (Бежевый) - и Серый, как отрицание всего этого. Главная причина самоубийства, по Подводному - захвативший власть Серый.

Змей живёт на следующем этаже, то есть речь пойдёт о фиолетовом меме и втором уровне Фельдмана.

Напоминаю, что Змей, по словам Подводного, "активно профанирует энергетику свадхистханы (второй чакры - Г.Н.), превращая секс в похоть и лишает человека отдыха, чувства тепла, радости и полноты восприятия жизни своими циничными насмешками и убивающей всякую жизнь иронией".

Фиолетовый мем связан с семьёй, родным племенем, с племеными обычаями и табу, с поддержкой духов предков и силой родной земли. "Отдых, чувство тепла, радости и полноты восприятия жизни" - и всё это отбирает у нас Змей. Фельдман назвал второй уровень сознания "моральным" и связывал его с жизнью в земледельческой общине. (В этом смысле, второй уровень и Фиолетовый мем можно увязать с первым проявлением социополового контура по Уилсону.) Змей аморален, потому что высмеивает любые нормы, затрудняет социализацию и толкает к нарушению половых и общественных запретов.

Красный мем отсылает нас к Чёрному, прямой дорогой. Сила, агрессия, завоевание, доказательство превосходства. Третий уровень Фельдмана завязан на мировоззрение "офицера и дворянина". Это, конечно, несколько разные вещи, но Чёрный, помимо всего прочего, является "плохим кшатрием", демонстрируя негативные качества соответствующего слоя. Харитонов пишет: "...в древних военно-аристократических обществах, где аристократия обуяна общественным Чёрным... В результате мы видим агрессивную верхушку и жалких, задавленных простолюдинов..." (впрочем, я забегаю вперёд).

Теперь, Жёлтый. Синий мем, абсолютные истины, служение, социальная иерархия, концепция абстрактного добра и зла. Изнанку всех этих понятий и демонстрирует Жёлтый. "Желтый человек совершает подмену высшей любви и Божественной защиты ложью". Но тут нет строгого антагонизма. Инсталляция Синего мема обучает поведению в сложном многоуровневом обществе, с ним связана идея правил и заповедей. Но и ручной Жёлтый нужен человеку именно для этого: "у сравнительно честного человека Желтый, как правило, невелик, и послушно вырастает в случаях необходимой "лжи во спасение" (обман тяжелобольного и т. п.) и социальных ситуаций, требующих соблюдения этикета (неискренние улыбки, поздравления и т. д.), но все это не очень существенные эффекты, и здесь человек сам инвольтирует своего Желтого, выращивая его, а затем сокращая обратно".

Синий связан с идеологией (заповеди и абсолютные истины), но и Жёлтый работает на том же самом поле, хотя и в негативном ключе:

"Говоря о Желтом, важно иметь в виду, что у него всегда есть инвольтация от архетипа - Желтого Короля - фигуры, с помощью которой социум в целом отводит себе глаза от своих же актуальных проблем. Поэтому любое взаимодействие с личным Желтым всегда затрагивает и непосредственно социум, и слишком энергичное раскрытие своих глаз, то есть прямая борьба со своим Желтым, может привлечь внимание Желтого Короля... который может, например, сдвинуть человеку точку сборки в некоторое очень устойчивое положение, иногда в неожиданном для него направлении, но главное - без возможности оттуда выбраться, и тогда человек, глазами социума, становится слегка "чокнутым", "повредившимся" на собственных идеях, а по существу - догматиком, не способным к восприятию чужих взглядов и мыслей...Следующая, крайняя фаза подчинения Желтому выглядит таким образом: Желтый полностью поглощает человека, и тогда последний практически не может считаться хомо сапиенсом, поскольку способность к критической оценке себя в этом положении отсутствует полностью; чаще всего это сумасшедшие или фанатики, но иногда такие люди становятся народными вождями, заливая свои народы ложью (чаще всего пополам с кровью)".


Четвёртый уровень Фельдмана - "ролевой", и, опять же, связан с умением отыгрывать социальные роли и с пониманием логики кастовой структуры общества. Жёлтый, однозначно.

- Очередное отступление, которое я решил вынести в отдельный пост -

С Торопыжкой всё ясно. Оранжевый мем - капитализм, пятый уровень Фельдмана - "азартное мышление", образ мыслей дельца, купца, бизнесмена. Здесь царствует Мамона, а люди гибнут за металл. Позитивная сторона капитализма и индустриальной эпохи связана с производством товаров и ценностей, с умением делать вещи, обустраивать реальность. Именно это отрицает Торопыжка: он "старается не дать человеку возможности завершить любое конструктивное начинание, разрушает любые созданные им формы", антитеза Торопыжке - право и возможность успешно завершить все свои дела, достичь желаемого.

Свинья у Подводного нападает на шестую чакру, связанную с сознанием. У Фельдмана, пожалуй, это будет сразу два "интеллектуальных" уровня, шестой и частично седьмой ("теоретический" и "парадоксальный"). Тут уже сказывается интельство Фельдмана, всё у него какое-то чересчур абстрактное... а тут приходит грязная Свинья и кладёт ноги на стол. И никаких тебе умных мыслей.

С Зелёным мемом веселее. Это у нас борьба за экологию, освобождение сознания, хиппи и прочие радости. Отрицательная сторона - эгоизм, фиксация на собственных потребностях, жажда удовольствий, здесь, сейчас и немедленно. Не зря Лири и Уилсон, пророки марихуаны, ЛСД и молодёжного бунта обещали своим последователям раскрытие "пятого контура", где будет не жизнь, а сплошной кайф от жизни.

Харитонов пишет, что на Западе ему привиделся аналог революционного Буревестника: "имеется еще и принц-наследник: Желтый Буревестник. Визуализировать его трудно, но можно, обдолбавшись марихуаной или ЛСД. Время от времени он пробует силу в разного рода "альтернативных молодежных движениях" типа хиппи (где известен как "чайка по имени Джонатон Ливингстон"), а в последнее время патронирует "Нью Эйдж"".

Но в другом месте он говорит, что "Буревестник и впрямь представляется чем-то вроде очень духовной Свиньи с "настоящими запросами", Свиньи оперённой и крылатой. Тем не менее разница между ними принципиальная. Если Свинья стремится к реализации своих желаний любой ценой, то Буревестник, напротив, если чего и боится, так это как раз всяческой реализации". И здесь он уже ближе к правде. На самом деле, негативный аспект молодёжной революции, "Нью-Эйджа" и Зелёного мема в целом - это как раз и есть одухотворённая Крылатая Свинья.

Наконец, восьмой уровень Фельдмана, универсальное мышление. В Спиральной Динамике это соответствует Бирюзовому мему, шире - всем мемам второго ряда, включая ещё не проявившиеся. Здесь человек уже способен успешно противостоять большинству соблазнов, поэтому на него обрушивается главный - Дракон, воплощение гордыни. В терминах Фельдмана, Дракон зацепляется за седьмой, "парадоксальный" уровень (связанный с архетипическим Дьяволом) и не пускает на восьмой, божественный. Если перевести это обратно на язык Спиральной Динамики, получится, что Дракон гордости вышибает человека с Бирюзового мема и не пускает дальше Жёлтого. Впрочем, нам об этом ещё рано беспокоится.

P.S. Очевидно, тут можно провести определённые параллели с этическими системами Крылова, хотя о связи мемов с этическими системами я должен был написать давно и не здесь. Восток, таким образом, будет прежде всего Жёлтым - что и красиво, и соответствует изначальной заявке Крылова на восточное лицемерие. Но помним, что культурный Жёлтый - это также вежливость, этикет и умение носить социальную маску. Западу Крылов пытался приписать Золотого (Жёлтого) Змея, по причинам личного характера - и, по моей трактовке, промахнулся. Запад, как таковой, это прежде всего помесь Торопыжки и Свиньи. Стремление куда-то бежать, бежать, бежать, нездоровая активность - и фиксация на собственных потребностях, культ эго, безответственность, бесконечная охота за удовольствиями и новыми впечатлениями.

(продолжение следует...)
Tags: духи, спираль
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments