Григорий (gest) wrote,
Григорий
gest

Categories:

Тонкое тонкому, часть заключительная, игровая и советско-патриотическая

Ну а теперь, наконец, пора поиграть :).

Правда, для этого мне придётся нацепить на себя советскую рамку. *переключает мозги в советский режим/soviet mode on*

Итак, мы установили, что Харитонов одержим Змеем, на чём, собственно, и строится его так называемый творческий метод. Змеей клеветник, и, следовательно, Харитонов клевещет. (На самый прогрессивный строй, естественно :)) Таким образом, нам надо понять, какую именно истину он исказил в своём изначальном тексте.

Да, СССР действительно объявил войну демонам - Чёрному, Дракону, Свинье, Жёлтому, Змею и Торопыге. И в этой войне на нашей стороне бились могучие духи-защитники, которых Харитонов постарался опорочить. Наша задача - смыть клевету и показать, кто на самом деле держал оборону на тонкоэнергетических уровнях нашей великой Родины.

Пойдём по порядку.

1. Свинье Харитонов противопоставил мерзкую Жабу. Это, дескать, эгоизм, скаредность, скопидомство. Но скопидомство происходит от слов "скопить в доме", и изнально связывалось с бережливостью и заботой о накоплении. Именно это и определяет свойства нашего защитника. Данный дух заведует обустройством жилища, обререгает от ненужных трат, хранит и преумножает добро - поэтому логично, если мы будем звать его Домовым. "Я не жадный, я домовитый" - помните домовёнка Кузю?



Впрочем, этот образ намного древнее:

...бог Конс, бог зерна и подземных кладовых (где хранилось зерно), связанный с культом Опс-Консивии. «Один из древнейших римских аграрных богов, почитавшихся вместе с богиней Onc, страж зерновых запасов, убиравшихся на зиму в подземные хранилища… сам К. по созвучию его имени со словом «совет» (consilium) считался богом добрых советов». В свою очередь, Википедия утверждает, что Конс ассоциировался не советами (как с «полезными советами»), но с тайными сборищами, советами и «местом, где собирается совет». Consilium здесь связывается с понятиями «сидеть вместе», «быть вместе», «созывать», и именно это имелось в виду в фразе consus autem deus est consiliorum, «Конс, таким образом, бог советов»... Труд создаёт зерно-изобилие, Совет заведует хранилищами зерна и распределяет ресурсы между трудящимися.


Домовой также известен нам, как Муравей из басни Крылова. Стрекоза - "одухотворенная и крылатая Свинья", а Муравей, таким образом, реализует свою заветную мечту - изгоняет Свинью из дома (человеческой души) на мороз. (Домовой не терпит Свинью, потому что Свинья не умеет себя вести в человеческом жилище - "посадили свинью за стол, она и ноги на стол". Некоторые американцы этим тоже отличаются.)

2. Противника Змея Харитонов назвал правильно - это действительно Сокол или Буревестник из произведений Максима Горького. Другое дело, что Харитонов записал романтику, идеализм, жажду перемен и стремление улучшить мир в негативные качества. Да, действительно, этот дух-защитник воплощает радость бури, гордый полёт, способность без страха подняться над землёй и бросить вызов всему мёртвому и косному. Он был с народом, когда народ шёл на баррикады, сражался за свою свободу и свергал ненавистных тиранов. Это вызывает у Харитонова отвращение? Что тут скажешь: "им, гагарам, недоступно наслажденье битвой жизни: гром ударов их пугает".

Но чтобы не путать его с карикатурой Харитонова, этого духа мы будем звать Соколом.

3. Здесь мы, пожалуй, подошли к самому сложному образу. Противник Дракона, тот самый, кого Харитонов вывел в виде Червя, ничтожного раба. Одно это уже говорит о многом! Но чёрт с ним, с Харитоновым. Хоть Дракон и царь, но у нас нашлось, что ему противопоставить. Советским антиподом Дракона гордости стал Солдат, во всей необъятности этого символа - от стойкого оловянного солдатика до величественного Неизвестного Солдата. Солдат - всегда один из многих, рядовой, тот, кто стоит в фаланге, в линии, в строю. Тем не менее, именно он и является настоящим победителем и настоящим героем. Солдат стоек, бесстрашен и при этом полностью лишён тщеславия. Его главное качество - анонимность (имя его неизвестно, но подвиг его бессмертен). Солдат появляется, когда нужен народу, а сделав своё дело, совершив Подвиг, он тотчас же исчезает, растворяется среди таких же как он.

Помните "Рассказ о неизвестном герое"?

Многие парни
Плечисты и крепки.
Многие носят
Футболки и кепки.
Много в столице
Таких же значков.
Каждый
К труду-обороне
Готов.


И мораль конце:

К славному подвигу
Каждый
Готов!


Здесь и анонимность, как главное качество Героя, и необходимость готовить себя к подвигу, чтобы оказаться достойным чести Солдата. А "Нам песня строить и жить помогает"?

Мы всё добудем, поймем и откроем -
Холодный полюс и свод голубой!
Когда страна быть прикажет героем, -
У нас героем становится любой
.

Мы можем петь и смеяться, как дети,
Среди упорной борьбы и труда, -
Ведь мы такими родились на свете,
Что не сдаемся нигде и никогда.

И если враг нашу радость живую
Отнять захочет в упорном бою,
Тогда мы песню споем боевую
И встанем грудью за Родину свою.


Неизвестность и вездесущность Солдата (ведь им может стать любой) делает его неуловимым и непобедимым, смертельно опасным для врага. Как пели Неуловимые Мстители:

И над степью зловещей
Ворон пусть не кружит
Мы ведь целую вечность
Собираемся жить

Если снова над миром грянет гром
Небо вспыхнет огнем
Вы нам только шепните
Мы на помощь придем


А если "кто-то кое-где у нас порой честно жить не хочет", то Солдат превращается в Милиционера и немедленно наводит порядок. Но опять же, Милиционер ведёт "незримый бой", бой не ради славы и самоутверждения, но ради спокойствия простых людей.

Солдат, естественно, носит солдатскую форму, а на гражданке - светлые брюки и белую футболку (см. "Строгий юноша", "Волшебный комсомолец"). Этим он выгодно отличается от дешевого пижона Чёрного с его плащом и строгим костюмом. arsenikum тоже затрагивает образ Солдата: "Совсем мальчик, простое, отрытое лицо, русые кудри прилипли ко лбу... Помните, как писали в те годы: «простые советские люди сломали хребет гитлеровской военной машине». Люди – машине, хребет. Читай: победа жизни над смертью. И неслучаен образ мальчика-солдата с простым и открытым лицом, чья чистота и неспособность к предательству, обладает магической силой того же рода, что была у легендарных девственниц, усмирявших буйных единорогов".

Миф сохранил и ещё одну особенность образа Солдата:

Кто же,
Откуда
И что он за птица
Парень,
Которого
Ищет столица?
Что натворил он
И в чем виноват?

Вот что в народе
О нем говорят.


У него нередко сложные отношения с властью, потому что в каждой власти есть что-то от Дракона. Наиболее полно, конечно, эту сторону мифа раскрывает Андерсон. Это единственный раз, когда в сюжете Солдата фигурирует Любовь, и любовь эта оказалось трагичной. В наказание за дерзость любви, злобный тролль - правитель - отправляет солдата в чужедальнюю сторону, на верную гибель. Солдат, будучи настоящим Солдатом, совершает невозможное и возвращается с почётом, но попадает на казнь. И женщина, которую он любил, уходит вслед за ним. Они не были вместе в жизни, но объединились в смерти. Ясно, что эти события произошли ещё при царизме. История не сохранила имени того солдата, но он обрёл бессмертие. Пусть советские люди отказались от веры в загробную жизнь и перерождение, но образ Солдата горит в их сердце, вдохновляя на подвиги и помогая преодолевать соблазны гордости и самомнения.

Да, Солдат может победить Дракона. И именно этот факт ненавистен Харитонову (если судить по его текстам по мотивам "Убить дракона" Шварца, он, скажем так, не на стороне драконоборцев).

4. Противник Жёлтого. На него Харитонов тоже вылил много грязи. На него... а на кого? "Противником Желтого является своеобразный персонаж, которого я после некоторых колебаний поименовал Бурым. Выглядит он как леший, - или, для тех, кто незнаком с русским фольклором, как бревно с руками-корягами, ногами-корневищами и носом-сучком". Так это и есть Леший! Воплощение того самого ненавистного Харитонову русского духа. В нём сила родной почвы и родной земли. Он делает разрозненных людей народом. Да, он покровительствует задушевным беседам, учит вниманию к жизни и людям. А жизнь и людей обхитрить действительно нельзя.

И именно поэтому нам так тяжело жить среди иностранцев, а они не понимают нас. Им невозможно представить, что люди могут вот так просто собраться вместе, как друзья, положить руки на плечи, раскрыться, поговорить о жизни. Без психоаналитиков, без марихуаны, без долбёжки в наушниках: "ты самый лучший, ты уверен в себе, другие тебе завидуют..." Простая, честная жизнь, то, что кажется нам естественным, как воздух, и что совершенно недоступно американцам. И только изредка какой-нибудь иностранец приезжает к нам, в попытке постичь "загадочную русскую душу", и тогда, иногда, в походе, в лесу, у костра, после долгого похода его настигает этот дух (хотя встретить его можно и на кухе в простой городской квартире). А потом гость не хочет уезжать и навсегда влюбляется в Россию.

5. Серый... но тут надо провести различие. Их Серый зарождается от общей бессмысленности западной жизни. У нашего другая природа, поэтому врага и антипода Торопыжки уместно назвать Лежебокой, они как Штольц и Обломов. Лежебоку можно разглядеть в словах "Россия сосредотачивается", в образе Ильи Муромца, который тридцать три года пролежал на печи, а потом встал и всех победил, в анекдоте про мужа, который отказывается от домашней работы со словами: "Ты что, женщина, вдруг война, а я усталый?" Это отдых, экономия сил и подготовка к решительному действию.

Лежебока явлен нам в сказке "По щучьему велению", это лежащий на печи Емеля, который на всякое предложение поработать отвечает железобетонным "неохота". (Ирония в том, что имя Емеля-Емельян по распространённой версии происходит от латинского aemilius, "ревностный, трудолюбивый".) Но рано или поздно Емеля всё-таки начинает действовать, и тогда сама реальность гнётся по его воле и "щучьему велению".

Духовная спутница Емели, женский аспект "русского-Серого" - Царевна-Несмеяна. На этот образ завязано столько смыслов, что я даже не буду их касаться.

6. Наконец, противник Чёрного. Харитонов: "Фигура, ему противостоящая, ещё более отвратительна (если это только возможно). Её настоящее имя - Слизняк, или, более торжественно, Слизень, а функция - подстрекательство и поощрение всяческой трусости, а равно и подлости и низости. Внешний вид Слизня вполне соответствует его имени. Это ползучая гадость, больше всего напоминающая огромную белёсую улитку, с тонкими щупиками и склизским пузом, на котором он ползает. На спине у Слизня раковина, куда он и прячется при первых признаках опасности для себя".

Чувствуете? Этот дух воплощает идею защиты, и несмотря на его мягкое брюшко, до него очень сложно добраться. За это он демонам и ненавистен. Так это ведь Ёж, Ёжик! Вот она, русская воинственность. "Кто с нам мечём придёт, от меча и погибнет... а кто придёт с мячом, погибнет от мяча!"

Действительно, Ёж надёжно защищён иголками, и кто на него нападёт, тот об этом быстро пожалеет, а кто его сожрёт, тот подавится. При всей своей агрессивности, Чёрный бессилен против Ежа. Харитонов правильно связал Чёрного с аристократической верхушкой, а Ежа - с простым народом. Ёж никого не хочет победить, но и испугать его нельзя, тем более голой жопой. (Русский народ здесь выразил своё отношение к "военно-аристократическим обществам", которые держатся понятно на чём и понятно через что.) Кошкин в итоге раскрыл метафору борьбы анально-ориентированной воинской аристократии и простонародного Ежа: "Даже поговорка есть: "Перша доблесть для жолнежа голым дупем забить ежа"". (Опять же, в моей любимой детской пародии "Как размножаются ёжики", немцы проиграли Курскую битву, потому что партизаны подложили немецкому командующему на стул ежа.)

[Update]

Безусловно, Ёж - птица гордая. Пока не пнёшь, не полетит. Отсюда наш анекдот про пинок:

Фашисты расстреливают пленных и спрашивают у каждого последнее желание. Француз попросил шампанского, американец – виски, а русский говорит: дайте мне пинка. Ему дали пинка, он отлетел к стенке и обратно, выхватил автомат, всех пострелял и убежал в лес. Его спрашивают: а что ж ты раньше не убежал? –Так пинка-то не было!

***

Русский, американец, француз и немец попали в плен к африканскому племени тото-мото. Вождь племени и говорит:
- Загадывайте свое последнее желание. Если выполним - съедим, не выполним - отпустим на волю.
Немец попросил баварского пива. Африканцы быстро нашли и
немца съели. Француз попросил молодую француженку. Африканцы
долго шушукались, куда-то послали своих и привели молодую пятнадцатилетнюю француженку. После первой ночи француза съели.
Подходит очередь русского.
- Ну, что ты, русский, пожелаешь перед смертью?
- Дайте мне пинка в зад!
Африканцы пошептались и дали ему хорошего пинка. Русский достает автомат и очередью косит африканцев.
Тогда оставшийся в живых американец удивляется:
- Почему же ты раньше, когда ели немца и француза, не стрелял?
- Русские - народ мирный, первыми не нападают!"

(и все прочие варианты)


Технототем Ежа - Советский Мирный Трактор. И наоборот, с брони Советского Мирного Трактора улыбается миру мультяшный Ёжик, врагам на зло, друзьям на радость!

У Харитонова враг Чёрного - ядовит. Не знаю, может быть иголки Ежа и ядовиты. Но это значит только одно: "не подходи - убьёт". "Мадам, когда вы пересекали границу, вы же видели красные флажки?", есть ведь и такой анекдот. Не хочешь иметь дело со злыми русскими, не ходи к ним в гости - особенно, без спросу. Эта земля убивает.

Часть вторая, ещё менее серьёзная.


Домовой, Сокол, Солдат, Леший, Лежебока и Ёж. Попробуем расставить их по старшинству, или, как говорил Подводный, по чакрам.

Главнокомандующим всех советских тонких сил будет, естественно, Солдат, кто же ещё?
Его заместителем - Домовой. Домовой обеспечивает надёжный тыл, сосредотачивает ресурсы, налаживает производство, считает и экономит запасы. Без крепкого тыла воевать нельзя, это знает всякий.

Дальше идёт партизанский отряд Батьки Лешего. Командиром, естественно, будет сам Леший, с Дубиной Народной Войны в руках. Затем идёт коварный диверсант Ёж - ты его не увидишь, но ты его почувствуешь! Немало врагов напоролось в русских лесах на Ежа, да там и сгинуло. Наконец, особист-Сокол - на нём идеология, моральный дух бойцов, пропаганда, разведка и аналитика ("в гневе грома, - чуткий демон, - он давно усталость слышит, он уверен, что не скроют тучи солнца, - нет, не скроют!").

Лежебока-Емеля представляет саму жизнь народа. Казалось бы, всё сложно - как Серый, он седьмой, а как враг Торопыжки - третий. Разгадка проста. В мирной жизни на нём всё держится, как на основании. Но стоит грянуть грому, и Емеля соберётся и пойдёт в бой - здесь ему пригодятся и самобеглые десантные сани, и тяжелая печь прорыва, и самонаводящаяся волшебная дубинка. Снова аврал, и опять Емеля встанет плечом к плечу с Солдатом и Домовым. А затем вернётся обратно на печь, отдыхать и копить силы.

Наконец - не могу удержаться - попробуем разложить наших героев по шахматным фигурам. Простое и неправильное решение - сделать Солдата королём. Мы советские люди, у нас королей нет! И потом, что это за воин, который отсиживается в тылу? Нет, Солдат будет ферзём, самой сильной и боевой фигурой нашего шахматного воинства. А на место короля встанет Домовой и его Запас. Это то, благодаря чему мы можем сражаться, и то, что мы будем спасать любой ценой. Солдат же способен пожертвовать собой - и любая пешка готова встать на его место. Пешками будут Лежебоки, естественно, простые русские мужики.

Ладья - Леший. Он у нас мужик прямой. Сокол будет стремительным слоном, летающим по диагоналям. Конь-огонь? Ну... Ёж. "Мы бежим, земля дрожит, чем мы не кони?" Ему подходит ход конём, Ёж - он зверь неожиданный. Никогда не знаешь, где материализуется!

Теперь, чёрное войско. Их король - Дракон, тут без вариантов. Гордость, вот что их ведёт и направляет. Самомнение они будут спасать любой ценой, и скорее капитулируют, чем пожертвуют собственной гордыней. Дальше, конечно, напрашивается вариант, обыгрывающий английские названия фигур - Свинья "королева" и Чёрный "рыцарь". Но у нас ведь настоящие демоны, а не какие-нибудь там нью-эджевские недоделки. Ими командуют Гордость и Ненависть, поэтому ферзём будет Чёрный, лучший воин в этом гадюшнике. К тому же, получается красивая симметрия - Чёрный Убийца против Белого Солдата.

Пешки - Торопыжки, несчастные рабы Мамоны в деловых костюмах и с дипломатами. Каждый мечтает вырасти в крутого Чёрного или иного зверя, но пока им остаётся только сходится с Лежебоками, стенка на стенку. Эпическая битва, их success против русского авось!

Конь-"рыцарь" - Жёлтый, тот самый, кого Крылов ласково обозвал "лисичкой". Наш Ёжик эту "лисичку" сожрёт и не подавится! Ну а слоном-"епископом" будет, естественно, Змей - кто ещё достоин читать чертям проповеди? Свинья, соответственно, ладья - эгоизм всегда прёт напролом.

Отдельные красивости:

Ёж, как конь, способен атаковать Чёрного-ферзя, не подставляясь по его удары. Ёж - он внезапный! На каждого хитрого кшатрия у нас найдётся Ёж-диверсант!
А Солдат-ферзь, таким образом, соединяет в себе способности слона и ладьи, то есть Сокола и Лешего. Воистину, он народный по форме и революционный по содержанию, ну или наоборот. Он страстный, горячий, одухотворённый - и крепкий, надёжный, правильный.

А теперь смотрим у Харитонова: "Необходимость противостояния набравшему силу Золотому Змею вызвала к жизни довольно противоестественную фигуру - Бурого Буревестника, или Бурывестника, тотема России (и особенно Советского Союза). Бурывестник (иногда еще именуемый Ёптыть и Ухряб) выглядит не очень привлекательно. Больше всего он похож на летающий веник, или, скорее, метлу, с двумя портянками вместо крыльев. В полете он противно скрипит и непрерывно гадит. Своеобразное сочетание кондовости и своего рода романтического идеализма (хорошо заметное в словосочетаниях типа "ударная вахта" или "битва за урожай", не говоря уж о романтике комсомольских строек) оказалось, однако, непрочным..."

Что тут скажешь? /*вздыхает*/ Харитонов смотрел глазами врага.

*снимает советскую рамку/soviet mode off*

...продолжение следует?
Tags: СССР, духи, шахматы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments