Григорий (gest) wrote,
Григорий
gest

Category:

Пары: технари/естественники и гуманитарии (Интересное в ленте - 3)

tiomkin сегодня сослался на свой старый пост по поводу авторства пушкинского "Узника" ("Сижу за решёткой в темнице сырой..."), который почти все автоматически считают лермонтовским "Узником".

В комментах предложили версию "от технарей" (за авторством гуманитария, естественно):

"Ошибка с "Узником", пожалуй, наиболее распространена в среде так называемой "технической интеллигенции". Объяснить ее очень просто. Достаточно взять наугад несколько произведений обоих авторов, и сравнить их. "Узник" ДЕЙСТВИТЕЛЬНО необычайно характерен для Лермонтова - достаточно обратить внимание на изменение стихотворного ритма ("Клюет и бросает, и смотрит в окно"), которым Александр Сергеевич не грешил почти никогда, а Михаил Юрьевич - наоборот, сплошь и рядом. С учетом того, что в школах всех нас крайне активно знакомили с "правильными" произведениями Пушкина, равно как и со "всеми подряд" произведениями Лермонтова, то средний представитель технической интеллигенции просто начинает "считать" - уж так его научили воспринимать информацию. Фактически, каждый раз проводится литературная экспертиза, по итогам которой и дается однозначный ответ. Виной всему - крайняя узколобость отечественной литературной школьной программы. Тот же "неправильный" "Узник" был включен в школьный список ТОЛЬКО потому, что стихотворение было идеологически выдержанным. Это - исключение, ведь Пушкин, как представитель "правильной, настоящей поэзии" не мог экспериментировать с размерами и ритмами".


А вот o_proskurin отвечает на вопрос: "Ну, если совсем-то по совести? :)) Вот, положим, попалось Вам абсолютно неизвестное стихотворение начала XIX века - "Сижу за решеткой...". Надо аттрибутировать, осталось две возможности, Пушкин и Лермонтов. Ваш ответ?"

"Осторожно предположил бы, что скорее всего - Пушкин. Вероятнее всего - 1820-1821, когда автор создает несколько "песен-баллад", написанных 4-х стопным амфибрахием с мужскими клаузулами, вообще у него достаточно редким размером (помимо "Узника" - "Черная шаль", незаконченная "Молдавская песня" "Нас было два брата - мы вместе росли"; материал потом перейдет в "Братья разбойники", и т.п.). Все они построены как монолог "от чужого лица", заведомо не тождественного авторскому (обычно повествователь - преступник-убийца). Актуализация размера связана с недавно появившимися переводными "маленькими балладами" Жуковского ("Мщение", "Лесной царь"), тема - с "Шильонским узником" Байрона, только что прочитанным в свежем французском переводе (1820).
У Лермонтова амфибрахических стихов на порядок больше, но прикрепленности этого размера к соответствующему образу повествователя у него нет (показательно, что "Пленный рыцарь", явно навеянный Пушкиным, написан 4-стопным дактилем). Ну, что?:)"


В одном случае, есть чёткие параметры "лермонтовства" (размер, ритм, образный ряд орёл-горы-Кавказ-узник). Если стихотворение укладывается в параметры "лермонтовства", оно лермонтовское.
В другом случае, надо историю знать. Что, как, где, когда, зачем, что имелось в виду, при каких обстоятельствах.

Вспоминается реплика Переслегина:

"Отставание гуманитарных наук от естественных имеет ту положительную сторону, что значительный массив накопленных естественнонаучных знаний может быть без особого труда использован в гуманитарных исследованиях. Основной трудностью на этом пути является преодоление убеждения гуманитариев относительно некой "особой специфики" их предмета изучения...
Наконец, должен соблюдаться принцип "школьной грамотности": ученый-гуманитарий должен разбираться в естественнонаучной картине мира хотя бы на уровне средней школы... Здесь необходимо отметить, что гуманитарии, как правило, совершенно не разбираются ни в теории вероятности, ни в прагматически гораздо более необходимой им математической статистике. В связи с этим значительный объем экспериментального материала по социологии и психологии не стоит той бумаги, на которой он напечатан
".

И своеобразная месть cherniaev'а:

"Переслегин не в курсе про закон Журдана, про конскрипцию во Франции и вызванное ей массовое дезертирство, про то, что Бонапарт в кампанию 1799 года был в Египте, а в кампанию 1800 года - русская армия уже была в России. И так далее, и так далее, и так далее..."

Типа, может, мы и не знаем вашей физики, но вы не знаете нашей истории и не понимаете её специфики. (Разве что, я уверен, Переслегин в курсе про Наполеона и про то, что Суворов с ним лично не воевал, так что там не о Наполеоне речь.)
Да, кстати, я-то считаю, что наука вещь хорошая - это люди несовершенны.
Tags: pairs
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment