Григорий (gest) wrote,
Григорий
gest

Category:
  • Music:

"Орлёнок", битва за будущее; или этические системы Лефевра

Да, Крылов как-то не катит. Лефевр - это другое дело. А Крылова куда-то постоянно заносит. Или я его просто не понимаю.

Ну что, про Лефевра писать? Как я уже говорил, он у меня в основном идёт, как дополнение. Всё-таки, он хорошо только одну этическую систему описал, в терминах Крылова - Западную. (Правда, Первая этическая система по Лефевру будет шире, чем Западная этика Крылова; к примеру, она обязана включать в себя тот же Север, и не только.) В общем, мне кажется, Крылов интересней.

К тому же, основную часть я изложил. Но выжать из себя ещё один постинг про Лефевра я могу, в принципе. В принципе, и не один :).

Эх.

leonid_b как-то поднял две темы.

Во-первых, что в Америке считается нормальным, когда врач сразу говорит тяжелобольному "всю правду", а у нас - нет. [Сравните, у Подводного: "у сравнительно честного человека Желтый, как правило, невелик, и послушно вырастает в случаях необходимой "лжи во спасение" (обман тяжелобольного и т. п.)".]
Во-вторых, что у нас не принято улыбаться первому встречному (1, 2).

У Лефевра прямо сказано, что и то, и другое проистекает из различия в этических системах. Например, в Первой этической системе демонстративное дружелюбие считается героическим, то есть улыбка незнакомцу - та минимальная доблесть, которую может позволить себе каждый. Во Второй этической системе, напротив, героической считается суровость.

[Сразу несколько слов. Американская мимика может казаться нам искусственной, это уже культурное различие. С точки зрения Северной этики по Крылову, мы, возможно, просто не хотим вторгаться своей улыбкой в чужую эмоциональную сферу, это тоже немаловажный фактор. Но даже если улыбка нам не подходит по соображениям культурного характера, у нас должен быть иной способ однозначно продемонстрировать своё дружелюбие и миролюбивость, в том числе - первому встречному. Иначе о Первой этической системе говорить смысла нет, она вся на этом построена.]

Это была присказка, ну а теперь, сама сказка. Как-то давно я наткнулся на забавный культурный артефакт. Еврейка, жительница Израиля, рассказывает о своём пионерском детстве, о месяце, проведённом в лагере "Орлёнок", в 1976 году. Материал есть, давайте с ним работать.

Сразу выстраивается определённая картинка. Всероссийский пионерский лагерь "Орлёнок" - это, как сказал бы Переслегин, "локус будущего в настоящем". Растянутый во времени педагогический эксперимент, целью которого было создание людей, адаптированных к жизни в коммунистическом обществе. Побывать в "Орёнке" - это как побывать в будущем. Гибкая психика подростка легко перенимает необходимые правила игры. А юный человек, возвращаясь в привычную среду, становится чем-то вроде маленького кристаллика соли, который запускает в соляном растворе процесс кристаллизации. (Помните евангельское "вы соль земли..."?)

Что сразу обращает на себя внимание?

"По дороге с нами здоровались вожатые: "Добрый день!" Мы уже знали, что такова лагерная традиция - желать друг другу доброго дня, утра или вечера. Говорить "привет!" не полагалось".


То есть, то самое демонстративное дружелюбие. Дальше об этом сказано прямым текстом:

"Началась наша лагерная жизнь. В тот же день мы выучили законы "Орленка". Их было пять. и главный их них гласил: доброе отношение к людям. Ко всем без исключения, без деления на "своих" и "чужих". Помню, что меня это очень удивляло. В школе не говорили ничего подобного. Предполагалось, что должны быть враги - например, капиталисты. Для того, чтобы всегда помнить этот непростой закон, следовало при встрече говорить: "добрый день" или "доброе утро" вместо "привет" и "здрасьте"... Доброе отношение к людям исключало открытые проявления недружелюбия".


Это и есть позитивный идеал Первой этической системы. Сравните с Нагорной проповедью, которую Лефевр считал базовым текстом для данной этики:

А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас,
да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных.
Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари?
И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?

(Матф. 5, 44-47)


Кстати, хотя бы это в "Обитаемом острове" Бондарчука сделали правильно. Максим как раз демонстративно дружелюбен и всё время улыбается окружающим его людям. При этом, в фильме Максим русский, но русский из того самого будущего, о котором мечтали основатели "Орлёнка".

Ладно. Надеюсь, вы поняли мою мысль насчёт "будущего в настоящем". А теперь о том, что искажало этот образ будущего и, таким образом, не давало ему воплотиться.

Read more...Collapse )
Tags: Лефевр, СССР, этика
Subscribe

  • Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments