Но изначальный план был следующим - кратко описываю очередную идею, упоминаю свои мысли по поводу, какие-то свои ассоциации, при необходимости цитирую или ссылаюсь на соответствующее фантастическое произведение.
В прошлый раз, в рамках исследования, я прочёл старые советские фантастический рассказы Генриха Альтова (он же Генрих Альтшуллер, автор ТРИЗа) и Павла Амнуэля (он же Песах Амнуэль, современный израильский фантаст). Схему Уилсона, с его Эмоционалистами, Рационалистами и Моралистами, я хотел бы проиллюстрировать первым рассказом Генриха Альтова, "Икар и Дедал" (1958), из мини-цикла "Легенды о Звёздных Капитанах". Да, рассказы эти довольно специфические, мне вообще показалось, что Альтов нашёл бы себя в роли сценариста к японским фантастическим мультфильмам годов так шестидесятых-семидесятых. Как бы то ни было, тут у нас Звёздные Капитаны, названные в честь своих кораблей, полёты на Солнце и отчаянная романтика героизма.
Второй контур символизирует капитан Икар, Эмоционалист. Он стремится к Солнцу, поёт песни, уходит в отрыв.
Третий контур - капитан Дедал, Рационалист. Он уместно назван в честь Дедала, создателя механизмов и Критского Лабиринта. Это сам разум, логико-семантический контур.
Четвёртый, моральный контур рождается из их диалектического синтеза, точно по словам Уилсона: "тип четвертого контура постарается быть рациональным (третий контур) и в то же время оценить эмоциональные размеры проблемы (второй контур)".
Итак, фрагмент рассказа:
"Это было давно. Время стерло в памяти поколений подлинные имена тех, кто летел к Солнцу. По именам кораблей люди стали называть их - Икар и Дедал. Говорят еще, что корабли назывались иначе, а имена Икара и Дедала взяты из древнего мифа.
Вряд ли это так. Ибо не Дедал, а тот, кого теперь называют Икаром, первый сказал людям: "Пролетим сквозь Солнце!"
...Тот, кого теперь называют Икаром, был рожден на корабле. Он прожил долгую жизнь, но редко видел Землю. Он летал к Проциону и Лакайлю, он первым достиг звезды Ван-Маанена. В планетной системе звезды Лейтена он сражался с орохо - самыми страшными из известных тогда существ.
Природа много дала Икару, и он щедро, как Солнце, тратил ее дары. Он был безрассудно смел, но счастье никогда ему не изменяло. Он старился, но не становился старым. И он не знал усталости, страха, отчаяния.
Почти всю жизнь с ним летала его подруга. Говорят, она погибла при высадке на планету в системе Эридана. А он продолжал открывать новые миры и называл их ее именем.
Да, среди тех, кто летал к Звездам, не было человека, равного по отваге Икару. И все-таки люди удивились, когда он сказал: "Пролетим сквозь Солнце!" Даже друзья его - а у него было много друзей - молчали. Разве можно пролететь сквозь раскаленное Солнце? Разве не испепелит безумца огненное светило?
Люди не сразу поверили Икару. И тогда ему помог тот, кого теперь называют Дедалом. Он никогда не летал в Звездный Мир, и только наука открывала ему тайны материи. Холодный, спокойный, рассудительный, он не был похож на Икара. Но если людей не убедили горячие речи Икара, то сухие и точные формулы Дедала сказали всем: "Лететь можно".
Рассмеялся Икар, услышав эти слова [напутствия]. Спокойно выслушал их Дедал. И оба ответили: "Будет сделано". Нетерпеливо положил руку на рычаг управления Икар. Внимательно оглядел приборы Дедал. А с Земли передали: "Счастливого пути и великих открытий!" Этими словами уже в те времена Земля прощалась со своими кораблями, уходящими в Звездный Мир.
Впервые летел Икар без спутников, потому что никого не разрешили ему взять в свой корабль. Но Икар смеялся над опасностью и, глядя на серебристый экран локатора, пел песню старых капитанов Звездного Мира.
А Дедал не замечал одиночества. Он впервые покинул. Землю, но красота Звездного Мира его не волновала. И мысли Дедала, сухие и точные, как формулы, были заняты тайнами материи.
Иногда расчеты Дедала говорили: "Впереди опасность. Внимание!" Но Икар - он летел первым - знал это и без расчетов. Ибо среди тех, кто водил корабли в Звездный Мир, не было капитана опытнее Икара.
И было видно Дедалу на серебристом экране, как огненный смерч уносит Икара в глубь Солнца. Молчали двигатели корабля, и не отзывался Икар на призывы.
Понял Дедал: это гибель, и ничто не спасет Икара. Сухие и точные формулы оценили великую силу огненного смерча и сказали Дедалу: "Ты бессилен. Уходи!"
И тогда в глазах Дедала впервые вспыхнуло пламя. Это было всего лишь мгновение, но, подобно взрыву, оно преобразило Дедала. Ибо в это мгновение он почувствовал, что выше формул есть Жизнь, а выше Жизни - гордое звание Человека.
И, рванув рычаг управления, он бросил свой корабль в пылающий смерч".
Это проявляется социополовой, моральный контур. Логика говорит, что лучше и полезней вернуться одному, чем погибнуть вдвоём. Но мораль выше логики, человек не может бросить человека. "Сам погибай, а товарища выручай" - это уже четвёртый контур. "Мы обязаны так поступить, это будет порядочно", и всё тут. Дедал ныряет в Солнце, чтобы спасти Икара.
Да, естественно, всё кончается хэппи-эндом, Дедал прочерчил единственно возможную траекторию, герои объединили корабли, вырвались из пасти звезды и общими усилиями вернулись домой, распевая гимн Звёздных Капитанов на два голоса.