arnaut_katalan как-то цитировал пост enusimabilubur "Демократия по-бэтменовски":
"В "Тёмном рыцаре" никто, по-моему, не заметил очень мощного антидемократического месседжа.
Последняя четверть фильма. Население бежит из свихнувшегося Готэма. В перевозке людей по воде задействованы два огромных парома. Так случилось, что на первый погрузились мирные граждане, а второй под завязку набит эвакуированными из зоны уголовниками. Паромы отчаливают - скорей, скорей прочь от ужасов мафиозных разборок. Но что-то идёт не так. На середине переправы машинные отделения обоих кораблей дают сбой, пропадает связь, хода нет. Члены экипажей пытаются выяснить причины аварии, но в трюме их ожидает неприятный сюрприз: паромы заминированы, а рядом с бочками взрывчатки подарочные коробочки с дистанционными детонаторами - по одному на корабль. Тут в динамиках раздаётся голос Джокера:
"Сегодня вы все будете частью эксперимента, - ехидно говорит он. - Если кто-то попытается выбраться с парома, вы все умрёте. На каждом пароме есть пульт, чтобы взорвать другой паром. Сегодня в полночь я взорву вас всех. Если же кто-то из вас нажмёт кнопку, я оставлю этот паром в живых. Вам решать, о-о, и решайте побыстрее потому что люди на другом пароме могут оказаться не такими благородными."
Время - без двадцати двенадцать. Поднимается шум. Чтобы утихомирить преступников, охранники палят в воздух. Команда в замешательстве. А на корабле с честными гражданами решение, разумеется, необходимо принять с соблюдением всех гражданских прав и свобод. "Мы все должны это обсудить!" - кричит лысеющий дядечка в галстуке. "Давайте голосовать", - поддерживает краснолицый товарищ средних лет. Быстро устраивают голосование. Тайное, несмотря на протесты какой-то несознательной торопливой тётеньки. Бумажки собирают в армейский шлем. Через пару минут капитан объявляет результаты: 140 против, 396 за. За подрыв другого парома, разумеется. Капитан мнётся, не может нажать на кнопку. На негнущихся ногах к нему подходит тот самый дядечка в галстуке. "Никто не хочет марать руки? Ладно, я это сделаю!" - дядечка берёт у капитана детонатор. Время идёт. Дядечка смотрит на детонатор, потом медленно возвращает его капитану. Часы показывают начало первого. Конечно, Бэтмен всех спас - дистанционно.
Потом тот факт, что оба парома остались невредимыми оказывается символом лояльности Готэма Порядку в вечной его борьбе с Хаосом. Это чуть ли не обряд инициации всего общества добрых граждан, воплощённого в пассажирах злосчастного кораблика. Они не смогли убить, значит они заслуживают героев в сияющих одеждах и победы справедливости. Тем не менее, факт остаётся фактом: либеральнейший процесс принятия демократичнейшего решения оказался бутафорией. Уголовники продолжают качаться на волнах. Воля народа не исполнена. А значит, Джокер победил. Если решение большинства есть закон, а закон есть порядок, то на этот раз порядок попран".
Ну вот. Тут как раз не учитывается американский контекст. Для носителя культуры, к которой принадлежал Уилсон, в этот момент происходит триумф социополового контура. Мораль выше логики, потому что "выше формул есть Жизнь, а выше Жизни - гордое звание Человека". А что если большинство проголосует за уничтожение цыган, или гомосексуалистов? Человек обязан поступить по-человечески, и всё тут. Но да, безусловно, в данной точке пространства-времени логика четвёртого контура кажется не самой очевидной.
Кстати, в другой системе, допустим, по Колбергу, речь пойдёт о господстве пятой и шестой ступени этического развития над четвёртой.
Четвёртая - "Готовность соблюдать и защищать закон и порядок является долгом и обязанностью каждого человека. Нарушать закон плохо, неэтично... dura lex sed lex".
Пятая - "человеческая мораль и права ("право на жизнь", и т.д.) важнее любого закона... на пятой ступени человек всегда стремится мыслить самостоятельно, он искрене старается понять, что именно должно ценить общество, и почему. У него иные приоритеты; "люди важнее законов, потому что законов без людей не бывает"".
Шестая - "мораль опирается на универсальные этические принципы, а этические суждения носят абстрактный характер... действие никогда не считается только средством, но всегда целью; человек действует тем или иным образом, потому что считает подобное поведение правильным, а не потому, что это выгодно, одобряется, диктуется законом или вытекает из предварительной договорённости".