Я сейчас такую партию провёл в Dice Wars, что просто даже не знаю. Такие надо на Ютуб выкладывать, но подходящих инструментов нет, да и единственный положёный клиентам реплэй я уже отсмотрел.
Охренительно.
И ведь эта партия тоже исчезнет в потоке времени, "как слёзы под дождём".
Да, множество слов про Dice Wars, которые я должен был сказать давным давно, но не сказал. Так что их и нет, а в остальном... абстрактный родич Risk'а, напоминает о Slay (мне всё напоминает о Слэе), но лаконичней и без строгой аналитичности последнего. [Зато в Slay были графики с данными и разбивкой по ходам - хотел бы я увидеть график своей последней партии! Впрочем, к ней я ещё вернусь.] Так вот, кто-то однажды сказал, что не верит в военные игры без участия игральных костей, а Dice Wars целиком из них состоит, эта игра непредсказуема, как сама война. Вообще, если считать, что War, "война" - это брэнд, зарегестрированный богом войны, то ей-ей, Dice Wars заслужил своё имя в большей степени, чем тот же излишне распиаренный God of War. Столбики игральных костей и слепленные из шестиугольников территории выражают путь, суть и идею войны. В такие игры я бы заставлял играть авторов и любителей военной фантастики, такие игры использовал бы для развития умения видеть. (Что видеть? К примеру, сюжет за формой!)
Как всякая качественная стратегическая игра, Dice Wars позволяет иллюстрировать принцип "аналитичности" и "неаналитичности", понятие "армии-как-системы", концепции "связности", "глубины", "нагрузки на операцию". Играя в неё, вы поймёте, что такое "позиционный фронт", "англосаксонская стратегия", "победа за счёт ресурсов", статус "гегемона". (А также, что имел в виду Переслегин, когда писал, что уничтожение сталинградской группировки Паулюса прежде всего помогло самим немцам.) Мне случалось чувствовать себя японцами при Мидуэе, и не раз: терять всё за один неудачный ход, своими глазами видеть "точку бифуркации", и даже шептать сквозь зубы - "предатель", обращаясь к собственным кубикам. Так иногда даже жалеешь, что нет под рукой генерала, которого можно было бы расстрелять за провальный бросок и поражение вместо победы.
...Один раз я почти одолел гегемона, "выйдя в финал" с десятью территориями против его двадцати. Почти; и даже довёл дело до 15 против 15, если не до 16 против 14 (с 8 кубиками на каждой!), и всё равно проиграл по воле слепого случая. Ресурсы-ресурсы-ресуры... Такая вот история неслучившейся победы. Зато сегодня был триумф, да ещё какой!
Ну да, очередная победа с положения полного аутсайдера в середине игры. Очередной прорыв Перекопа и победоносный выход белой армии из Крыма (по очевидным причинам, именно с этим образом у меня ассоциируются самые невероятные камбэки и реванши). Но чёрт побери, игра продолжалась больше часа, если не все два, вместила в себя безумное количество ходов, резкие перемены обстановки - и большую её часть я играл лишь ради отработки "искусства поражения". Я проигрывал, и проигрывал раз за разом; делал ошибки, сталкивался с фатальным невезением, терял всё. В итоге, победил.
Итак, начало игры, игровое поле. У меня бесперспективная территория вверху (на полуострове), очень перспективная территория слева, на краю карты, и аналогично-симметричная - справа. Начинаю развиваться слева - прибыль уходит направо. Развиваюсь там, с целью последующего объединения через всю карту - планы рушатся. Короче, белую гвардию бьют и на востоке, и на западе. Меня едят. Довольно скоро у меня остаётся только тот самый, бесперспективный полуостров вверху, куда ушли мои последние кубики. Пара судорожных телодвижений, немного удачи - и вот она, ситуация, под знаком которой прошла большая часть игры. У меня один полуостров, мой "Остров Крым" - три территории, две из них связаны с перешейком, который представляет собой ещё одну территорию. Слева на карте образовался гегемон - жёлтый. Это, считайте, будущий СССР - приличная территория (в разное время, от трети до половины карты), огромные ресурсы, в общем, этакий паровой каток, раз за разом бросающий свои силы на завоевание остальной карты. Справа - бардак, территорию делят коричневый и зелёный, но коричневый сильнее. Зелёного, в итоге, съели - и это был очередной момент, когда я решил, что игра окончательно проиграна, ибо я оказался третьим лишним между гегемоном (жёлтым) и субгегемоном (коричневым).
Ладно, подумал я, всегда смогу нагадить одному из соперников, и этим отдать победу другому. В теории игр такая ситуация называется Kingmaker - ты не можешь победить сам, но своими действиями решаешь, кто получит корону. Вместо этого, я проиллюстрировал другую концепцию теории игр - truel, трёхстороннюю дуэль, в которой наименьшие шансы на победу имеет сильнейший участник (то есть, в нашем случае, жёлтый). Если же два лидера максимально ослабят друг друга, выгоду от их противостояния получит третий, самый слабый. Впрочем, говорят, что китайцы додумались до этой идеи задолго до теории игр.
Ещё раз. Оцените мою ситуацию. На полуострове у меня крепкое владение, меня оттуда не выбить, у меня там много костей (на трёх территориях, ага, то есть не так уж и много). Главное - не давать врагам заблокировать перешеек. Но и наступать нелегко, ведь перешеек узкий, всего одна территория, не развернёшься, и больше одной стопки кубиков в наступлении не зайдействуешь. Раз за разом враг подходит к перешейку, я контратакую, создаю владение в центре игрового поля, враг разрывает мой строй и снова выходит к моему полуострову, я ввожу в бой следующий резерв... повторять до упора. Короче, большую часть игры я контролировал не больше трёх-пяти территорий за раз. Семь считалось успехом, 8-9 - приговором. То есть, что я имею в виду? На края карты мне соваться бесполезно, слева забитые кубиками территории жёлтых, справа - коричневых. Остаётся центр - где меня могут атаковать с обеих сторон, и где я не могу закрепиться из-за своей общей слабости. Теперь. Допустим, я временно контролирую центральную часть карты. Жёлтые прогрызают мои территории насквозь - и наталкиваются на коричневых. Коричневые контратакуют и вторгаются на территорию жёлтых (слегка ослабленных предыдущей атакой на меня). Я в это время в очередной раз выхожу с полуострова и атакую фланг коричневых, пытаясь "разрезать" игровое поле на две части. Моя цель - максимально перемешать врагов, создать больше хаоса, чтобы слева были коричневые анклавы, справа жёлтые, и чтобы они взаимно ослабляли друг друга. Но для этого я должен удержать центр, то есть я должен раз за разом вставать между ними, во-первых, и не давать никому из них вырваться вперёд - во-вторых. А ресурсов-то у меня не хватает.
И ещё. Оценим поведение AI, на примере тех же коричневых. Если жёлтые выходят вперёд, как это было на протяжении большей части игры, коричневые видят в них главную угрозу, и атакуют их, но не меня (тут я как бы их союзник). Если я излишне усиливаюсь, я получаю удары и от жёлтого, и от коричневого. Но если коричневые сами становятся лидером по числу территорий, то они начинают агрессивно поглощать всех оставшихся соперников, то есть и меня, и жёлтого. Такая вот загогулина.
В общем, был в игре момент - это уже после смерти зелёного, спустя много-много ходов - когда у меня опять осталось только три родных территории на полуострове, и ещё две несвязанные с ними территории в центре карты. Вокруг моего центрального анклава бушевало неистовое жёлто-коричневое море, атаки сменялись контратаками, линия фронта бегала слева направо и наоборот, стороны кидали в бой всё новые и новые резервы, ослабляя друг друга... и, в конце концов, мне удалось снова прорвать Перекоп и снова соединить свои силы. В ...надцатый, но, кажется, не в последний раз. Шло время, ситуация оставалась хаотичной и непредсказуемой. Я поверил в свою судьбу. Можете называть это везением, но после серии неудачных бросков со стороны коричневого и жёлтого, центр окончательно стал моим. Затем я рассёк и скушал коричневого. Мы с жёлтым остались вдвоём, и у меня даже было преимущество по количеству территорий. Было - потому что пара неудач и последующая за ними сокрушительная атака жёлтых практически поставили меня на колени. В который раз пришлось вводить в бой силы с полуострова - мои последние неистраченные силы. В общем, если жёлтые - это Красная армия, то вначале они с удивлением заметили, что разбив белых много-много раз, они всё ещё не выграли Гражданскую войну; затем они её опять почти выиграли; а затем вышедшие из Крыма белогвардейцы всё-таки смогли окружить и разгромить их основные силы.
Остальное было историей - и предсказуемой победой стороны, которая по результатам последней битвы смогла удержать набольшее число территорией. Я победил, медленно задавив и задушив остатки жёлтых. Как писал фон Бюлов, "из принципа базиса вытекает, что рано или поздно верх должны одержать массы, т.е. большее число бойцов и большее количество материальных средств, которыми ведется война, а не более высокая дисциплина, тактика или более высокий дух борющегося против численного превосходства меньшинства". Знал бы он, какую цену иногда приходится платить за это итоговое превосходство в силах!
P.S. Теперь я думаю о kdice; это тоже самое, но многопользовательское по сети. И хочется, и колется, но по виду и описаниям - и идейно, и круто.