Григорий (gest) wrote,
Григорий
gest

Categories:
  • Music:

"Геймер" - фильм, который я посмотрел в кинотеатре, и фильм, который я посмотрел в своей голове

Я посмотрел фильм "Геймер".
Да, весь фильм я надеялся, что авторы (у фильма два режиссёра, они же сценаристы) не сольют концовку, а они всё-таки слили.
И опять, как это у них принято, из-за сценария - или его отсутствия. Особенно обидно из-за того, что все составляющие хорошего фильма присутствовали, не нужно было снимать "другой фильм за те же деньги", достаточно было просто продумать финал. Ан нет.

Ладно.

...В ближайшем будущем весь мир сходит с ума от двух творений кибермагната-мультимиллиардера.
Первое - "Общество", многопользовательские Sims с живыми людьми. Люди, "актёры", согласившиеся на вживление в мозг наноимплантов, на несколько часов в день превращаются в "аватаров" - кукол, в которых играют пользователи со всего света. "Аватарам" даже выделили часть города в качестве "песочницы". Там они и тусуются, а пользователи - удовлетворяют свои желания и компенсируют комплексы.
Второе - "Убийцы", киберспорт и реалити-шоу в одном флаконе. Заключённые-смертники стали гладиаторами, которыми управляют профессиональные игроки. Повинуясь командам наномашин, смертники сражаются и убивают друг друга перед телекамерами, причём общая стилистика взята из новостей об уличных боях в очередных горячих точках. (И наоборот - в Багдаде больше не стреляют, потому что все смотрят "Убийц".) Бойцам, которым удасться выжить в тридцати боях, обещана свобода. Главный герой - самый известный из персонажей "Убийц", его личный счёт приближается к заветной тридцатке, причём не только из-за искусства его игрока, но и благодаря его собственным рефлексам и боевой подготовке. Пусть он всего лишь тело, которым управляет чужой разум, но правильное тело в бою - это уже очень много. Поняв, что организаторы игры всё равно не позволят ему выжить, он решает сбежать и бросить вызов системе... скажем так, авторы не стали изобретать велосипед.

Попробуем разложить идею фильма на составляющие.

Во-первых, конечно же, тема "суррогатов", виртуальности и "улучшенной реальности", многопользовательских игр, симуляторов жизни и прочего "посткиберпанка". Тут всё просто. В ближайшие дни на экраны выходит фильм "Суррогаты", да вдобавок что-то подобное уже успели снять и у нас.

Во-вторых, герой - восставший гладиатор с военным прошлым, а это прямая отсылка к Спартаку. К тому же, ему помогает подпольная организация суперхакеров, которые борятся с корпорацией кибермагната, запускают в сеть вирусы, распространяют нелегальные моды и занимаются прочими диверсиями. Это позволяет выделить вторую составляющую, откровенно марксистскую.

Ведь в фильме показано общество предельной эксплуатации, а также высшей стадии того, что Маркс называл "отчуждением". На сей раз, эксплуататоры покупают - отбирают - не только рабочую силу, но и человеческое тело, как таковое, человеческую свободу воли. Как говорит кибермагнат в начале фильма, "хочешь получить деньги - дай другому управлять собой, хочешь поуправлять другим человеком - плати деньги". Понятно, что на первых порах контракт с "Обществом" подписывают только безработные, разорившиеся, потерявшие надежду, наркоманы и проститутки. В дальнейшем, подобная система грозит человечеству тотальным рабством, так как наномашины легко вживить, но удалить уже нельзя.

С этим "дивным новым миром" и борятся хакеры-подпольщики, киберреволюционеры, передовой отряд угнетённых и обездоленных. Классовую подоплеку событий фильм, в общем-то, демонстрирует. Но дальше сюжет сваливается в стандартный голливудский бред. Внезапно, хакеры забывают о конспирации и их всех убивают за одну минуту. Внезапно, главный гад - кибермагнат - заманивает главного героя в свой особняк, а затем начинает с ним драться. Последняя выжавшая хакерша организует трансляцию происходящего на экраны страны, чтобы все увидели, какой кибермагант на деле гад (внезапно, ага). Столь же внезапно, герой побеждает программу - восстанавливает контакт с собственным геймером - мочит магната. Хэппи-энд.

Хэппи-энд, кстати, напоминает неудачную, "студийную" концовку "Блэйдраннера", которую Ридли Скотт в своей режиссёрской версии вырезал, и правильно сделал. В фильме была по крайней мере ещё одна цитата из "Блэйдраннера" - и, похоже, не только оттуда. ("Бегущий человек"? Но там, хотя бы, был Арни.) В общем, авторы явно что-то смотрели/читали, да только не то, что нужно.

Такое чувство, что они хотели подчерпнуть вдохновение из "Спартака", но ошиблись и взяли в прокате "Гладиатор". Один в один. Омерзительный гад-император вызывает на бой бывшего генерала, героя-гладиатора, тот его из последних сил убивает, римский народ ликует, демократия победила. Так вот, если это так, то авторы фильма сделали фатальную ошибку. "Гладиатор" всегда казался мне довольно слабым фильмом, а главное, за ним не стоит никакого сюжета. Выходит, что авторам не хватило образования (мозгов, воли, чего угодно). Если уж заявляешь тему крутого гладиатора, подпольщиков, неравенства и борьбы с системой, то иди до конца, подключай соответствующие темы и сюжеты, и соответствующие не значит голливудские. В марксистской логике, борьбу с эксплуататором в рукопашном поединке не выиграть, нужно массы поднять. А где в фильме массы?

Как мне кажется, речь должна была идти о восстании Спартака и/или о крутых революционерах. Последнее, кстати, позволяет ввести в сценарий модную тему "войн четвертого поколения" (термин израильского историка и военного теоретика ван Кревельда). "Война четвертого поколения" - это война, в которых хотя бы одня сторона представляет собой внегосударственную, нередко сетевую, структуру. Обратите внимание, что подобное определение включает в себя и революции, и восстания рабов-крестьян-пролетариата - любимые темы марксистской идеологии.

Как бы то ни было, я за пять минут придумал для фильма лучшую концовку. Хакеры ломают систему, меняя "вход" сигнала на "выход"; смертники-гладиаторы получают контроль над толпами "аватаров" в "Обществе", а затем идут мочить главный сервак, переключаясь с тела на тело в случае гибели текущего носителя. Главный герой, конечно же, возглавляет атаку в родном теле, а юзеры-геймеры подключаются к хипежу по принципу "в случае пожара грабь, убивай..."
При желании, можно усилить и роль юного чемпиона по киберспорту, который в начале управлял главным героем. Допустим, он прозрел, осознал, перековался - и использовал свои связи в геймерской среде для организации глобального флэшмоба, то есть выхода аватаров за пределы территории "Общества" (при помощи нелицензионного ПО). А подпольщики затем использовали флэшмоб для прикрытия боевой акции, доставив оружие и подключив к сети гладиаторов. Последние озлоблены, ненавидят хозяев, готовы убивать, имеют боевой опыт, обладают наноимплантами, синхронизированными с нервной системой. Плюс, им в кайф будет в кои-то веки пострелять самим, не рискуя собственной жизнью.

Ну да, фильму плевать на судьбу остальных гладиаторов, в конце концов, они преступники (в отличие от главного героя). Но, извините, у нас революция или что?
Ещё один минус - в моём варианте под пули бросают несчастных "кукол", которые ни в чём не виноваты и просто подписали контракт. Опять же, смотрите предыдущий пункт. Не до сантиментов. И потом, лучше умереть стоя, чем жить на коленях. К тому же, это создаёт дилемму для охранников корпорации - стреляя по аватарам, они уничтожают бизнес собственных хозяев. ("Ваш аватар только что был удалён - навечно", "мы сожалеем, но из-за несанкционированного подключения со стороны третьих лиц, ваш сын был ликвидирован нашими сотрудниками..." - и много-много судебных исков.)

В остальном, я вижу тут сплошные плюсы с идейной точки зрения. Подпольщики, у которых был План, и Система, которую гибнет от рук своих рабов, но прежде всего - от собственной жадности. Банальщина с выносом Центра (клерик Престон, массаракш!) компенсируется темой сетевой, постиндустиальной войны, где реальность переплетается с виртуальностью. "Призраки" прыгают из оболочки в оболочку; вирусы превращают ресурсы противника в оружие против него же; переломляясь в миллионах компьютерных экранов, война притворяется террактом, а терракт - флэшмобом.
Опять же, марксистская идея - "кто бы ничем, тот станет всем". Одноразовые фигуры выходят за рамки игральной доски и превращаются в неуязвимых игроков. Персонажи Counter-Strike и Team Fortress берут под свой контроль миры Sims и Second Life, а затем ведут тамошних человечков на штурм бастионов Капитала - IRL!

Хорошо, я понимаю, что это "невозможно" и "нельзя снять". Но будь в фильме что-то хоть отдалённо похожее, я бы нашёл для него более тёплые слова, чем "крепкий середняк с традиционно и безнадёжно слитой концовкой".

А ведь был у авторов шанс взять и более высокую планку, то есть не просто отработать марксистский сюжет до конца, но и выйти за его пределы. В фильме была заявлена - но не раскрыта - тема могущественных масс-медия, в лице телеведущей, которая свободно проникает и в "Общество", и в штаб к хакерам. При желании, это можно было превратить в концепцию СМИ, как независимой третьей силы! В марксизме ничего подобного нет, в марксизме всё упирается в диалектику. Угнетатели и угнетённые, миллиардеры и революционеры. СМИ и массовая культура - часть "надстройки", орудие Капитала для порабощения масс, кроме тех случаев, когда революционеры используют их в качестве оружия классовой борьбы. Как бы то ни было, речь всегда будет идти об инструменте для той или иной стороны, третьего не дано. Ну а если представить, что "инструмент" обрёл разум, что хвост пытается вилять собакой, передавая и создавая информацию, в том числе - правдивую? Что, если в борьбу между Порядком, предельным контролем, и Хаосом, вечным восстанием, вступит Третий - всемогущий Рейтинг?

И вот за такое раскрытие темы, я бы поставил фильму наивысший балл :).
Tags: когнитивщина, либерпанк, фильм
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments