Григорий (gest) wrote,
Григорий
gest

Categories:
  • Music:

"Геймер" - фильм, который я посмотрел в кинотеатре, и фильм, который я посмотрел в своей голове

Я посмотрел фильм "Геймер".
Да, весь фильм я надеялся, что авторы (у фильма два режиссёра, они же сценаристы) не сольют концовку, а они всё-таки слили.
И опять, как это у них принято, из-за сценария - или его отсутствия. Особенно обидно из-за того, что все составляющие хорошего фильма присутствовали, не нужно было снимать "другой фильм за те же деньги", достаточно было просто продумать финал. Ан нет.

Ладно.

...В ближайшем будущем весь мир сходит с ума от двух творений кибермагната-мультимиллиардера.
Первое - "Общество", многопользовательские Sims с живыми людьми. Люди, "актёры", согласившиеся на вживление в мозг наноимплантов, на несколько часов в день превращаются в "аватаров" - кукол, в которых играют пользователи со всего света. "Аватарам" даже выделили часть города в качестве "песочницы". Там они и тусуются, а пользователи - удовлетворяют свои желания и компенсируют комплексы.
Второе - "Убийцы", киберспорт и реалити-шоу в одном флаконе. Заключённые-смертники стали гладиаторами, которыми управляют профессиональные игроки. Повинуясь командам наномашин, смертники сражаются и убивают друг друга перед телекамерами, причём общая стилистика взята из новостей об уличных боях в очередных горячих точках. (И наоборот - в Багдаде больше не стреляют, потому что все смотрят "Убийц".) Бойцам, которым удасться выжить в тридцати боях, обещана свобода. Главный герой - самый известный из персонажей "Убийц", его личный счёт приближается к заветной тридцатке, причём не только из-за искусства его игрока, но и благодаря его собственным рефлексам и боевой подготовке. Пусть он всего лишь тело, которым управляет чужой разум, но правильное тело в бою - это уже очень много. Поняв, что организаторы игры всё равно не позволят ему выжить, он решает сбежать и бросить вызов системе... скажем так, авторы не стали изобретать велосипед.

Попробуем разложить идею фильма на составляющие.

Во-первых, конечно же, тема "суррогатов", виртуальности и "улучшенной реальности", многопользовательских игр, симуляторов жизни и прочего "посткиберпанка". Тут всё просто. В ближайшие дни на экраны выходит фильм "Суррогаты", да вдобавок что-то подобное уже успели снять и у нас.

Во-вторых, герой - восставший гладиатор с военным прошлым, а это прямая отсылка к Спартаку. К тому же, ему помогает подпольная организация суперхакеров, которые борятся с корпорацией кибермагната, запускают в сеть вирусы, распространяют нелегальные моды и занимаются прочими диверсиями. Это позволяет выделить вторую составляющую, откровенно марксистскую.

Ведь в фильме показано общество предельной эксплуатации, а также высшей стадии того, что Маркс называл "отчуждением". На сей раз, эксплуататоры покупают - отбирают - не только рабочую силу, но и человеческое тело, как таковое, человеческую свободу воли. Как говорит кибермагнат в начале фильма, "хочешь получить деньги - дай другому управлять собой, хочешь поуправлять другим человеком - плати деньги". Понятно, что на первых порах контракт с "Обществом" подписывают только безработные, разорившиеся, потерявшие надежду, наркоманы и проститутки. В дальнейшем, подобная система грозит человечеству тотальным рабством, так как наномашины легко вживить, но удалить уже нельзя.

С этим "дивным новым миром" и борятся хакеры-подпольщики, киберреволюционеры, передовой отряд угнетённых и обездоленных. Классовую подоплеку событий фильм, в общем-то, демонстрирует. Но дальше сюжет сваливается в стандартный голливудский бред. Внезапно, хакеры забывают о конспирации и их всех убивают за одну минуту. Внезапно, главный гад - кибермагнат - заманивает главного героя в свой особняк, а затем начинает с ним драться. Последняя выжавшая хакерша организует трансляцию происходящего на экраны страны, чтобы все увидели, какой кибермагант на деле гад (внезапно, ага). Столь же внезапно, герой побеждает программу - восстанавливает контакт с собственным геймером - мочит магната. Хэппи-энд.

Хэппи-энд, кстати, напоминает неудачную, "студийную" концовку "Блэйдраннера", которую Ридли Скотт в своей режиссёрской версии вырезал, и правильно сделал. В фильме была по крайней мере ещё одна цитата из "Блэйдраннера" - и, похоже, не только оттуда. ("Бегущий человек"? Но там, хотя бы, был Арни.) В общем, авторы явно что-то смотрели/читали, да только не то, что нужно.

Такое чувство, что они хотели подчерпнуть вдохновение из "Спартака", но ошиблись и взяли в прокате "Гладиатор". Один в один. Омерзительный гад-император вызывает на бой бывшего генерала, героя-гладиатора, тот его из последних сил убивает, римский народ ликует, демократия победила. Так вот, если это так, то авторы фильма сделали фатальную ошибку. "Гладиатор" всегда казался мне довольно слабым фильмом, а главное, за ним не стоит никакого сюжета. Выходит, что авторам не хватило образования (мозгов, воли, чего угодно). Если уж заявляешь тему крутого гладиатора, подпольщиков, неравенства и борьбы с системой, то иди до конца, подключай соответствующие темы и сюжеты, и соответствующие не значит голливудские. В марксистской логике, борьбу с эксплуататором в рукопашном поединке не выиграть, нужно массы поднять. А где в фильме массы?

Как мне кажется, речь должна была идти о восстании Спартака и/или о крутых революционерах. Последнее, кстати, позволяет ввести в сценарий модную тему "войн четвертого поколения" (термин израильского историка и военного теоретика ван Кревельда). "Война четвертого поколения" - это война, в которых хотя бы одня сторона представляет собой внегосударственную, нередко сетевую, структуру. Обратите внимание, что подобное определение включает в себя и революции, и восстания рабов-крестьян-пролетариата - любимые темы марксистской идеологии.

Как бы то ни было, я за пять минут придумал для фильма лучшую концовку. Хакеры ломают систему, меняя "вход" сигнала на "выход"; смертники-гладиаторы получают контроль над толпами "аватаров" в "Обществе", а затем идут мочить главный сервак, переключаясь с тела на тело в случае гибели текущего носителя. Главный герой, конечно же, возглавляет атаку в родном теле, а юзеры-геймеры подключаются к хипежу по принципу "в случае пожара грабь, убивай..."
При желании, можно усилить и роль юного чемпиона по киберспорту, который в начале управлял главным героем. Допустим, он прозрел, осознал, перековался - и использовал свои связи в геймерской среде для организации глобального флэшмоба, то есть выхода аватаров за пределы территории "Общества" (при помощи нелицензионного ПО). А подпольщики затем использовали флэшмоб для прикрытия боевой акции, доставив оружие и подключив к сети гладиаторов. Последние озлоблены, ненавидят хозяев, готовы убивать, имеют боевой опыт, обладают наноимплантами, синхронизированными с нервной системой. Плюс, им в кайф будет в кои-то веки пострелять самим, не рискуя собственной жизнью.

Ну да, фильму плевать на судьбу остальных гладиаторов, в конце концов, они преступники (в отличие от главного героя). Но, извините, у нас революция или что?
Ещё один минус - в моём варианте под пули бросают несчастных "кукол", которые ни в чём не виноваты и просто подписали контракт. Опять же, смотрите предыдущий пункт. Не до сантиментов. И потом, лучше умереть стоя, чем жить на коленях. К тому же, это создаёт дилемму для охранников корпорации - стреляя по аватарам, они уничтожают бизнес собственных хозяев. ("Ваш аватар только что был удалён - навечно", "мы сожалеем, но из-за несанкционированного подключения со стороны третьих лиц, ваш сын был ликвидирован нашими сотрудниками..." - и много-много судебных исков.)

В остальном, я вижу тут сплошные плюсы с идейной точки зрения. Подпольщики, у которых был План, и Система, которую гибнет от рук своих рабов, но прежде всего - от собственной жадности. Банальщина с выносом Центра (клерик Престон, массаракш!) компенсируется темой сетевой, постиндустиальной войны, где реальность переплетается с виртуальностью. "Призраки" прыгают из оболочки в оболочку; вирусы превращают ресурсы противника в оружие против него же; переломляясь в миллионах компьютерных экранов, война притворяется террактом, а терракт - флэшмобом.
Опять же, марксистская идея - "кто бы ничем, тот станет всем". Одноразовые фигуры выходят за рамки игральной доски и превращаются в неуязвимых игроков. Персонажи Counter-Strike и Team Fortress берут под свой контроль миры Sims и Second Life, а затем ведут тамошних человечков на штурм бастионов Капитала - IRL!

Хорошо, я понимаю, что это "невозможно" и "нельзя снять". Но будь в фильме что-то хоть отдалённо похожее, я бы нашёл для него более тёплые слова, чем "крепкий середняк с традиционно и безнадёжно слитой концовкой".

А ведь был у авторов шанс взять и более высокую планку, то есть не просто отработать марксистский сюжет до конца, но и выйти за его пределы. В фильме была заявлена - но не раскрыта - тема могущественных масс-медия, в лице телеведущей, которая свободно проникает и в "Общество", и в штаб к хакерам. При желании, это можно было превратить в концепцию СМИ, как независимой третьей силы! В марксизме ничего подобного нет, в марксизме всё упирается в диалектику. Угнетатели и угнетённые, миллиардеры и революционеры. СМИ и массовая культура - часть "надстройки", орудие Капитала для порабощения масс, кроме тех случаев, когда революционеры используют их в качестве оружия классовой борьбы. Как бы то ни было, речь всегда будет идти об инструменте для той или иной стороны, третьего не дано. Ну а если представить, что "инструмент" обрёл разум, что хвост пытается вилять собакой, передавая и создавая информацию, в том числе - правдивую? Что, если в борьбу между Порядком, предельным контролем, и Хаосом, вечным восстанием, вступит Третий - всемогущий Рейтинг?

И вот за такое раскрытие темы, я бы поставил фильму наивысший балл :).
Tags: когнитивщина, либерпанк, фильм
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments