Григорий (gest) wrote,
Григорий
gest

Category:

Советская теория менталитетов, Стадия 1.

Итак, я остановился на том, что всё зависит от системы или точки отсчёта. Сначала я хотел привести пример с "уровнями абстрактного интеллекта" по Фельдману. У Крылова СССР до смерти Сталина ближе к Югу, после Сталина - к Востоку. Но как-то странно получается. При Сталине, в общем-то, была выработана имперская эстетика, явлено очевидное превосходство, завоёваны новые земли. Но соответствующего этического стержня, действительно, не было. Потом, да, удалось сформулировать какие-то квази-восточные этические принципы, в том числе на примере Сталина - "он был могущественным, но он был неправ". Только вот при этом отвалилась почти вся эстетика "Красной Империи", культ офицеров-лётчиков-героев и так далее. Чёрт с ним, с Югом, а вот Восток получается какой-то не такой.

А у Фельдмана (я про него ничего не рассказывал, но это сейчас неважно) ленинский СССР ориентировался на второй уровень, сталинский - на третий, а застойный - на четвёртый. То есть это уже не две, а три отдельных стадии развития. Второй уровень - это варварский, родоплеменной строй крестьян-общинников, то есть, в нашем случае, эстетика победившей крестьянской войны. Третий уровень связан с милитаристским мышлением "дворян и офицеров", отсюда и соответствующий эстетический идеал, мундиры на Параде Победы и шпили в небо. А четвёртый - это уже уровень "жрецов, чиновников и идеологов", неяркий, зато идейно выдержанный. То есть, обратите внимание, совсем другое дело - чуть изменили схему, и сразу же изменилась трактовка.

Но это, пожалуй, не очень интересно, надо придумать что-нибудь повеселее.

А что если, прикола ради, представить, как теория переслегинских менталитетов выглядела бы в советское время? Оставим в стороне допустимость подобного с идеологической точки зрения, примем за данность - условный Переслегин, в момент написания текстов, ориентируется исключительно на советскую идеологию и фантастику.

Тогда, очевидно, после изначальной последовательности "варвар-аристократ-интель-буржуа" у нас бы шёл прогрессивный пятый менталитет, пролетарий.

Пролетарский менталитет, бла-бла-бла, возникает в условиях крупного промышленного производства и коллективной деятельности, подчинённой единному производственному ритму. Дисциплинированность, организованность, активная жизненная позиция, коллективные ценности, классовое сознание, то есть отсутствие индивидуальных амбиций в сочетании с классовой ненавистью и готовностью отдать жизнь в классовой борьбе. У пролетария (вспоминаем советскую фантастику) полностью отсутствует чувство собственности. Идеальный пролетарий живёт в рабочем общежитии, питается в общественных столовых, отоваривается по талонам (при коммунизме - бесплатно снабжается в соответствии потребностям), отрицает буржуазную семью, может временно сходиться с пролетариями противоположного пола (в общественных домах свиданий, надо полагать - в нашей реальности до этого только красные кхмеры дошли). Получившихся детей сдаёт в интернаты, где из них готовят новых пролетариев. (Интернаты для коллективного воспитания детей - идея-фикс советской фантастики, частично реализована на Кубе.)

Тут я, конечно, утрирую, но идея была бы - была - такой. Я вот пытался вспомнить - у кого нибудь из персонажей советской фантастики про будущее были домашние животные, в принципе?

И да, конечно, в рамках подобного дискурса, концепции Крылова насчёт этической модели СССР были бы безусловно заклеймены, как низкосортная вражеская агитка. Какой Юг, какой Восток? "Философ посмотрел на слона, и отметил, что его ноги похожи на колонны, уши на паруса, а хобот - на канат. Таким образом, снизу слон больше похож на дом, а сверху - на корабль..." Очевидно, что Советский Союз во всех стадиях своего развития представлял новую этическую систему, соответствующую пятому, пролетарскому менталитету. Всё остальное было локальными перегибами, недоработками и болезнями роста.

[Антисоветский, вернее, пост-советский комментарий. Если марксистские идеологи действительно размышляли в этом направлении, то они ошиблись. Пролетарий - это не пятый менталитет. Вспомните мою закольцованную схему, если нет выхода на новый уровень, от буржуа траектория идёт обратно к варвару. В общем-то, именно об этом мечтали творцы "нового мира" - о сочетании "пассионарности" варвара с работоспособностью буржуа. И чтобы не знал, что такое собственность, и подчинялся Партии, как вождю, но при этом считал своим племенем весь рабочий класс. Ну и чтобы бился насмерть за свои экономические интересы, но не за реальные, а как вождь прикажет. Т.е., Партия. Тут можно долго рассуждать.

Например, о том, что именно так изначально и получались пролетарии, которых марксисты сделали своим идеалом - примитивные буржуа попадали на завод и там варваризировались.
Или о том, что из отдельных признаков буржуа и варвара действительно можно вылепить настоящий русский идеал, взять того же красноармейца Сухова.
Ещё, при желании, можно объявить советскую призывную армию огромным многолетним экспериментом по варваризации и сопутствующей пролетаризации. Не до конца сформировавшиеся буржуа попадали в среду, где им доходчиво объясняли, что сильный всегда прав, писанные законы ничего не значат, а позаимстовать - это не украсть. Теоретически, на выходе должен был получатся настоящий советский человек. Впрочем, на варваров подобная обработка не действовала, а с аристократами и интелями всё было сложно и неоднозначно.

Главное, в такой форме сама идея "пролетария" оказывается порочной.
Если мы его хорошо кормим и создаём комфортные условия, рабочий превращается в буржуа. У него есть свой дом, своя семья, своя газета и свой телевизор. "И я не уверен, что ваша партия отражает мои интересы, извините".
И наоборот, в условиях нехватки того или иного ресурса, пролетарий окончательно превращается в примитивного варвара, то есть начинает воспринимать окружающий мир, как естественную среду обитания и кормовую базу. "Тащи с работы каждый гвоздь, ты здесь хозяин, а не гость", "всё кругом народное, значит, всё ничьё, что домой утащено, только то твоё!" Наивно ожидать, что человек, у которого отсутствует концепция собственности, будет уважать такие абстрактные понятия, как собственность "народная" или "государственная"!]

(продолжение следует...)
Tags: СССР, концепция
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments