Ну как, результат получился достаточно советским - или недостаточно? Ладно, достаём из ящика стола заветную флэшку с серпом и молотом, втыкаем в черепной разъём и поехали дальше. Теперь...
...Добавим побольше диалектики. Цитируя советский анекдот, в чём разница между матом и диаматом? - мат знают все, но прикидываются, что не знают; а с диалектическим материализмом дело обстоит противоположным образом.
Итак, нам нужен третий закон диалектики, "отрицание отрицания", через последовательность тезиса, антитезиса и синтеза. В "диалектической теории" менталитеты будут чётко привязаны к "стадиям развития европейской цивилизации", на чём, собственно, и строилась изначальная концепция Переслегина.
Заявим существование некого "традиционного античного менталитета", связанного с рабовладельческим строем. Это тезис. По отношению к нему, антитезисом выступают варвары (могильщики старого мира), а синтезом - аристократы.
Аристократы, как олицетворение феодализма, становятся новым тезисом. Дальше понятно - расцвет гуманизма, эпоха Возрождения, интели развязывают многовековую идеологическую войну против дряхлеющих феодальных устоев (антитезис). На тот момент, идеал интелей - централизованная монархия с просвещённым монархом во главе (прусская монархия по Гегелю?). Синтезом, понятное дело, оказываются буржуа, воплотившие в себе ценности новой эпохи - эпохи капитализма и буржуазных демократий.
Буржуа - новый тезис, пролетариат - новый антитезис. В этом варианте, пожалуй, пролетарский менталитет можно связать со стадией государственного социализма, на смену которому неизбежно придёт коммунизм и соотвествующий коммунистический менталитет (новый синтез, "человек коммунистический").
Таким образом, у нас будет два основных стабильных менталитета - аристократический и буржуазный, плюс условный античный в историческом прошлом и коммунистический в историческом будущем, итого четыре; и три динамических, варварский, интельский и пролетарский. На основании этого, согласитесь, можно строить концепции любого уровня эзотеричности.
(продолжение следует...)