Но, допустим, нам по тем или иным причинам нравилась четырёхчастная схема Переслегина, и мы хотели бы её сохранить. Отлично. Есть такая весёлая книжка "После коммунизма", она же "Марксизм для чайников". В этой книге, на основе ранних работ Маркса, доказывается, что неверно считать коммунизм высшей стадией развития, тем более - противопоставляя его капитализму. Капитализм и коммунизм несопоставимы. Коммунизм - это новая эпоха в истории человечества, которая будет состоять из нескольких сменяющих друг друга формаций, начиная с социализма; капитализм - одна из формаций старой эпохи, последняя из них.
Старая эпоха - это, по сути, вся предыдущая история человечества, которая проходила под знаком "естественной необходимости". Развитие человечества было вынужденным, описывалось объективными законами и было ответом на тот или иной вызов со стороны внешнего мира. Поведение человеческих масс сводилось к механическим реакциям, инстинктам и рефлексам. Это тезис.
Затем появился коммунизм, как антитезис - эпоха "осознанной необходимости". Коммунизм начинается, когда люди постигают объективные законы исторического развития, и, следовательно, получают возможность управлять историческими процессами, создавая новое общество по заранее разработанному научному плану, а не стихийно, как ранее.
А вот после коммунизма придёт время для синтеза, в форме так называемого "царства свободы". Которое и станет итогом многовековой коммунистической работы по преобразованию природы, общества и человека.
[Имейте в виду, что СССР в рамках этой концепции даже до социализма не дожил.]
Теперь, переходим к четырёхчастной схеме.
Представим, что, на протяжении тысяч лет, человечество ходило по кругу. Необузданные герои, любимцы богов, разрушали и создавали царства. На смену героям приходили благородные мужи, их, в свою очередь, сменяли миролюбивые мудрецы и философы. Наконец, оставались только последние люди, которые уже не могли похвастаться кровью богов, невысоко ценили благородство и не интересовались абстрактными истинами. Они просто хотели жить и давать жить другим, но, в конечном счёте, их неизбежно покоряли, ассимилировали, просто-напросто вырезали иные народы, молодые и яростные. (Пока всё это близко к теории пассионарности по Гумилёву.)
Тем не менее, виток за витком накапливались изменения, пока, наконец, историческая спираль не пошла вверх. Тут появляются наши родные варвары-аристократы-интели-буржуа. Классический европейский феодализм сменился классическим европейским капитализмом. Произошёл качественный переход, старый мир кончился, наступила эра коммунизма.
Таким образом, пролетарии - это не "пятый менталитет", это коммунистический аналог варваров. Да-да-да, классовая борьба, классовая ненависть, кровь тиранов, баррикады, "до основания разрушим, а потом...". Этот менталитет мы нередко встречаем в советских фильмах про Гражданскую войну. Пролетарии решают задачи вооружённой борьбы со старым миром, его ослабления и разложения, с целью последующего захвата власти - хотя бы в одной, отдельно взятой стране.
Лицо следующего периода - коммунистические аристократы, коммунары. Их реальность - будущее, но такого рода, что начинается сразу за горизонтом. Точнее, мир коммунаров - это победа строителей социализма в масштабах планеты, как её описывали в советской фантастике шестидесятых-семидесятых. (В фантастике 20ых-30ых победа коммунизма достигалась за счёт мяса, резни и более мощной военной техники, но это как раз миф пролетариев.)
Итак, социализм почти победил. Планета почти едина. Ойкумена начинает осторожно признавать правоту коммунистических теоретиков, массовые движения рабочих и студентов диктуют волю политикам, в буржуазных странах к власти приходят люди социалистической ориентации. Старые государственные институты постепенно растворяются, границы превращаются в линии на картах, а затем исчезают и с карт. Но Периферия всё ещё неспокойна, тлеют огни мятежей и контрреволюционных заговоров - те, чьё время ушло, отказываются уходить с миром. ("Хищные вещи века" и прочее в том же духе.)
Тогда за дело берутся коммунары, потомки и ученики героических пролетариев, элита нового мира. Высокообразованные, начитанные, интеллигентные и вежливые, люди мирных профессий - учителя, врачи, инженеры, журналисты - они готовы взять в руки оружие и без страха вступають в бой с любым врагом. Их бросают на самые опасные участки: коммунары сражаются с недобитыми фашистами и с голодом, разоружают банды, проводят конвои с лекарствами, ставят под свой контроль проблемные отрасли и ведомства.
...В годы социальной трансформации именно они без стука входили в высокие кабинеты руководителей спецслужб, а затем просто говорили: "Спасибо, господа и товарищи, вы свободны, мир больше не нуждается в ваших услугах". А затем, после роспуска генштабов и конттразведок, им пришлось стать собственным генштабом, собственной контрразведкой.
Среди друзей, в спокойных размышлениях, в яростных спорах, в авралах и перестрелках, каждый из коммунаров стоит иной сотни, если не тысячи.
После окончательной победы коммунизма, наступает время коммунистических интелей, учёных, исследователей, простых волшебников. Солнечная система становится их лабораторией, а затем им становится тесно в Системе. Тут, наверное, всё понятно ("Далёкая радуга"? Я эту вещь так и не прочёл).
...Если уж говорить о Стругацких, то у них дело дошло и до коммунистических обывателей, кажется :-D. В остальном, стоит заметить, что пост-коммунистические витки спирали в литературе не рассматривались, хотя, при желании, люденов можно считать чем-то подобным (с очень большой натяжкой).
[И очередной пост-советский комментарий. Если принять вышесказанное за условную базовую теорию, то легко объяснить, почему Переслегин создал свою теорию менталитетов здесь и сейчас. В рамках европейской цивилизации, у России особый путь. Не успели сформировать полноценную прослойку буржуа, как рухнули в пролетарскую революцию с пролетарской диктатурой и неизбежной варваризацией. СССР вроде как собирался воссоздать благородное сословие, но стал воспроизводить какое-то откровенное мещанство. Интели внезапно осознали себя не у дел, а ведь им, как обычно, хотелось творить новую идеологию, свергать кумиров и вести за собой народ. Тут как раз грянула очередная буржуазная революция - но только буржуа собрались вздохнуть полной грудью, как их захлестнула новая волна варварства. В итоге, менталитеты, представляющие разные эпохи, оказались перемешаны и в обществе, и в сознании отдельных людей. Одни говорят - где обещанный нам штурвал звездолёта? А вторые поддакивают - ...и штурвал, и плазменный меч, и покорная марсианская принцесса у ног, где?!]