Итак, я долго думал, чем продолжить недавние постинги об этических системах Крылова и "последовательности Геста" (1, 2, 3). Просматривалось как минимум три варианта продолжения темы. Я подумал, махнул рукой и задал себе простой вопрос - какой вариант интереснее? Ну вот, наша сегодняшняя тема - Пути Миамото Мусаси и их связь с "последовательностью Геста".
Миамото Мусаси, "Книга пяти колец":
"Существуют четыре Пути, которым люди следуют в жизни. Это Путь достойного человека. Путь крестьянина. Путь ремесленника и Путь торговца.
Путь крестьянина. Используя инструменты, крестьянин работает на земле и наблюдает смену времен года.
Путь торговца. Торговец покупает товар, а затем продает его, чтобы заработать себе на жизнь. Путь торговца означает, что он всегда живет за счет прибыли от покупки и продажи. Вот что такое Путь торговца.
Путь достойного человека, или Путь воина. Путь воина состоит в том, чтобы овладеть достоинствами оружия. Если человек не любит стратегии, он не может оценить достоинств оружия. Разве не должен он в таком случае стремиться приобрести хотя бы какое-то понимание стратегии?
И наконец. Путь ремесленника. На этом Пути плотник стремится достичь ловкости в использовании инструментов. Он должен в начале начертить правильный план, а затем построить все так, как указано в плане. Такова жизнь плотника.
Вот что такое Пути достойного человека, крестьянина, ремесленника и торговца".
(В принципе, этот кусок в разных переводах звучит чуть-чуть по-разному, я привожу тот, который мне привычен.)
На первый взгляд, Мусаси просто перечислил сословия тогдашней Японии - земледельцы, торговцы, самураи, ремесленники. Да и к моим стихиям подобное деление привязать трудно (земледельцы - Земля, но ведь и торговцы - Земля!). Разве что, по принципу arishai, признать, что с Земли всё начинается и всё заканчивается. Как сказал один из критиков теории менталитетов Переслегина, крестьянский менталитет предшествует варварскому. Тогда варвары будут воинами (Огонь), которые встанут между крестьянами (Земля) и благородными людьми (Вода), ибо те уже не совсем чистые воины... впрочем, подобная каббалистика не приведёт ни к какому полезному результату. Ну какие из ремесленников интели, а? - спросите вы, и будете правы.
А теперь зайдём с другой стороны. Ведь Мусаси не просто перечисляет сословия. Он описывает определённые философские концепции (ну да, Пути), каждая из которых имеет определённое отношение к Пути воина.
Вот, например, в чём он видит сходство между Путём воина и Путём строителя:
"Для сравнения стратегии с мастерством плотника рассмотрим строительство дома. Дома бывают разные: дома знати, дома воинов, дома четырех традиций, разрушенные дома, процветающие дома, дома в каком-то стиле, традиционные дома и другие дома. В ходе строительства плотник использует генеральный план возводимого дома. На Пути стратегии также есть план предполагаемой кампании.
Подобно старшему плотнику, предводитель должен знать природные условия, законы страны и традиции воюющих домов. Таков Путь предводителя.
Старший плотник должен знать устройство башен, архитектуру храмов и планы дворцов. Он должен уметь нанимать людей для строительных работ. Путь старшего плотника ничем не отличается от Пути командующего армией воюющего дома.
Мастерство плотника проявляется в том, что его работа сделана аккуратно и детали хорошо подогнаны. При этом все, что он сделал, а не только отдельные части его работы, должно соответствовать плану. Это очень важно.
Если вы желаете постичь этот Путь, внимательно и последовательно изучайте и проверяйте на собственном опыте то, о чем говорится в этой книге".
Таким образом, Путь строителя - это путь стратегического планирования. Когда воин планирует боевую операцию или кампанию, он, по сути, придерживается Пути строителя - старшего строителя, архитектора. Впрочем, обычно воин является не архитектором, а младшим строителем, который обязан выполнить свою часть работ в соответствии с общим планом.
Путь строителя начинается со сбора информации ("природные условия, законы страны и традиции воюющих домов"), затем на основе этой информации создаётся чертёж, вычисляются необходимые ресурсы, формулируется план работ, после чего, наконец, наступает черёд строительства - которое продолжается до тех пор, пока не будет реализован изначальный проект. Строитель, пишет Миамото Мусаси, "должен в начале начертить правильный план, а затем построить все так, как указано в плане".
Знакомо звучит? Прямо хочется съязвить, что у нас таких называли не "плотниками", а "каменщиками", хотя суть от этого не меняется. Гаспар Арнери из повести-сиквела timonya - типичный строитель. ("Не стоит утверждать, что американская революция была организована масонами, но вполне можно заметить, что её главные организаторы масонами были".)
И, думаю, вы не станете спорить с тем, что описанный Мусаси Путь строителя отсылает именно к западному пониманию планирования, стратегии и научных методов (в том числе, в военном деле)? Не удержусь, приведу ещё одну цитату на тему Пути строителя. Уинстон Черчилль, знаменитая речь в Фултоне:
"Я уже говорил о Храме Мира. Возводить этот Храм должны труженики из всех стран. Если двое из этих строителей особенно хорошо знают друг друга и являются старыми друзьями, если их семьи перемешаны и, цитируя умные слова, которые попались мне на глаза позавчера, «если у них есть вера в цели друг друга, надежда на будущее друг друга и снисхождение к недостаткам друг друга», то почему они не могут работать вместе во имя общей цели как друзья и партнеры? Почему они не могут совместно пользоваться орудиями труда и таким образом повысить трудоспособность друг друга? Они не только могут, но и должны это делать, иначе Храм не будет возведен либо рухнет после постройки бездарными учениками..."
(Прямо хочется ответить от имени американских "строителей Храма": "Что, и степени друг друга признать? И паролями обменяться?! А не слишком ли многого вы хотите, брат Черчилль?")
А теперь посмотрим на Путь крестьянина. Крестьянин живёт благодаря земле и "наблюдает смену времен года", то есть зависит от природных сезонов. Очевидно, что этим же Путём следуют и охотники, и рыбаки, и вообще все, кто существует в "естественной среде". Вспомните, о чём писал Крылов:
"Знание такого рода слишком конкретно, чтобы быть выразимым и описуемым. Да оно и не нуждается в описании. Это знание охотника, чующего добычу, знание крестьянина, угадывающего завтрашнюю погоду. Поскольку обстоятельства меняются слишком часто, бессмысленно пытаться описывать или передавать это знание кому-то еще. Можно только научить узнавать - что достигается прежде всего опытом".
На Пути воина, пожалуй, подобное проявляется как понимание и принятие неких объективных законов, как своего рода смирение перед тем, что нельзя изменить. Девять женщин никак не смогут родить одного ребёнка за один месяц, и картошка раньше срока не созреет. Подобно этому, у Войны есть приливы и отливы, время для дела и время для ожидания. Возможно, Мусаси имел в виду нечто подобное, когда он писал об искусстве переправы:
"Переправа в данном случае может означать переправу через реку на лодке и переправу через широкий морской залив на пароме. Я знаю, что вы переправлялись много раз в течение своей жизни. Для переправы вы выходите в море, тогда как ваши друзья остаются в гавани. Вы знаете маршрут, возможности своей лодки и преимущества, которые дает вам погода. Если погода благоприятствует, и дует попутный ветер, поднимайте парус. Если через некоторое время направление ветра меняется, вы должны преодолеть оставшееся расстояние без паруса.
Постигнув дух переправы, помните, что он относится ко всей вашей жизни. Вы должны представлять себе жизнь как переправу.
В стратегии также важно уметь «переправляться». Определяйте способности противника, выявляйте его сильные стороны и переправляйтесь в самых выгодных местах подобно тому, как морской капитан корабля выбирает самый лучший маршрут движения через океан. Если вам удается переправиться в самом благоприятном месте, можете расслабиться. Переправиться в данном случае означает атаковать слабые места противника и помещать себя в выгодное положение. Так можно одержать победу в широкомасштабных действиях. Дух переправы важен в стратегии одиночных и групповых поединков.
Вы должны изучить этот вопрос".
Вы знаете это время года, знаете море, знаете берег, подобно тому, как их знают местные жители? Тогда вы сможете быстро достигнуть цели. Знаете их плохо - будете долго грести и потратите много сил. Не знаете - разобьёте лодку и сами утонете. Море не шутит и его не обманешь.
С Путём достойного человека всё просто. Это Путь служения.
"Говорят, что воин следует двойственному Пути пера и меча и поэтому должен понимать оба эти Пути. Даже если у человека нет естественной склонности, он может быть воином, если будет настойчиво практиковать оба Пути. Воистину, Путь воина — это решительное принятие смерти".
В моём издании "Книги пяти колец", в примечании уместно приведена цитата из "Хакагурэ":
"Я постиг, что Путь Самурая — это смерть. В ситуации "или-или" без колебаний выбирай смерть. Это нетрудно. Исполнись решимости и действуй. Только малодушные оправдывают себя рассуждениями о том, что умереть, не достигнув цели, означает умереть собачьей смертью. Сделать правильный выбор в ситуации "или-или" практически невозможно..."
То есть, Путь благородного человека состоит в изучении как боевых (Путь меча), так и изящных (Путь пера или кисти) искусств. Но прежде всего, его путь - это Пусть служения, то есть "решительное принятие смерти". В этом его путь отличается от всех остальных. Действительно, крестьянин прежде всего думает о своём выживании, торговец - о выгоде, строитель - о выполнении плана ("умереть, не достигнув цели, означает умереть собачьей смертью"). Благородный человек выбирает смерть, не задумываясь, потому что смерть лучше трусости и утраты Пути.
Понятно, что к Пути воина в широком смысле слова, "решительное принятие смерти" имеет самое непосредственное отношение. "Есть такая профессия, Родину защищать", и готовность умереть по приказу является самой сутью этой профессии. Не знаю, как там насчёт "Пути кисти"; по-моему, современных офицеров уже и танцам не учат, не то что там стихосложению, каллиграфии или живописи.
Ну и наконец, в чём-то самый сложный для описания, Путь торговца. "Торговец покупает товар, а затем продает его, чтобы заработать себе на жизнь. Путь торговца означает, что он всегда живет за счет прибыли от покупки и продажи". Путь торговца - это путь поддержания динамического равновесия, потому что товар всё время приходит и уходит, превращаясь в деньги, а затем обратно в товар. Миамото Мусаси отожествляет этот Путь с умением работать со временем и координировать свои действия.
"Выбор времени важен во всем. Чтобы научиться правильно выбирать время, нужно иметь большой опыт.
Координация движений важна в танце, игре на флейте и струнных инструментах, ведь от нее зависит мелодичность исполняемой музыки. Координации движений и ритму принадлежит первостепенная роль в боевых искусствах, в стрельбе и в скачках на лошадях. В каждом искусстве и умении важную роль играет время.
Пустота также имеет свою координацию движений.
Время присутствует во всех аспектах жизни воина, в его удачах и неудачах, в гармонии и несогласованности. Аналогично, время играет важную роль на Пути торговца, поскольку от него зависит пробуждение и засыпание города. Каждая вещь так или иначе связана со временем. Вы должны понимать это. В стратегии важны многие временные соображения. С самого начала вы должны знать, что такое правильное время и неправильное время. Среди больших и малых вещей, среди быстрых и медленных событий вы должны правильно учитывать время, принимая во внимание расстояние и побочные обстоятельства. Это самое главное в стратегии. Особенно важно правильно учитывать побочные обстоятельства, ведь в противном случае ваша стратегия будет неточной.
Чтобы побеждать в битвах, нужно быть чутким к Пустоте, замечать ритм движений противника и действовать, выбирая время так, чтобы заставать противника врасплох.
Во всех пяти книгах, по существу, говорится о правильном выборе времени. Вы должны настойчиво тренироваться, чтобы понять это".
Вот в этом Путь торговца совпадает с Путём воина. По крайней мере, без понимания Пути торговца снабжение армии не организуешь. И потом, не зря же говорят, что любой, самый красивый план живёт до первого столкновения с противником, а дальше уже начинается сплошная "торговля", "суп из топора" и прочее "искусство возможного".
[Кстати, заметим, что СССР в этом плане занимал очень специфическую позицию. По изначальному замыслу, благородные и торговцы должны были быть уничтожены, упор делался на рабочих, а соответствующий Путь стал настоящим фетишем ("план", "строительство" и т.д.). Крестьяне признавались условными союзниками рабочих, но при малейшем конфликте решение принималось не в пользу их Пути. "Ученые ихтиологи, как, например, Назаровский, «доказывают», что естественные законы размножения рыб таковы, что никак нельзя выполнить пятилетку в рыболовстве... цель у вредителей всех мастей одна: срыв нашего социалистического строительства, реставрация капитализма". Понятно, что крестьяне в итоге тоже должны были перейти на План и слиться с рабочими.
Что из этого получилось?
Во-первых, сразу выяснилось, что без Пути служения - никуда, хотя, в общем-то, было уже поздно. Ломать - не строить.
Во-вторых, вышла промашка с пролетариями - оказалось, что рабочие не являются воплощением "Пути строителя", он просто так называется, по причинам исторического характера. Рабочие с долгосрочным планированием дела не имеют и ему не обучены.
В-третьих, условный противник - Силы Империализма - за счёт наличия мастеров Пути торговца всегда имел преимущество наглобальном стратегическом уровне, в тех случаях, когда стратегия выходила за рамки простого "составить план, обеспечить выполнение". Что и сказалось на длинной дистанции.
...Ладно, это я так. Просто, сложилась такая добрая традиция - описали концепцию, посмотрели, кем по ней выходит СССР.]
К чему я это всё это говорю? Заметили, что каждый из четырёх Путей Миамото Мусаси можно свести к одной из четырёх описанных мной концепций времени?
Путь крестьянина - естественное время, время природных циклов.
Путь служения, или путь благородного человека - время с упором на прошлое (Путь задан предками и постепенно утрачивается потомками), линейное или связанное с долгими циклами.
Путь строителя - линейное время, направленное из прошлого в будущее ("проект реализован на 50%", "проект реализован на 75%"). Будущее - это хорошо, потому что в будущем будет построено то, что в данный момент существует в виде чертежей.
Наконец, Путь торговца - это то самое "сложное представление о времени" (в контексте которого его и упоминает Мусаси). Торговцу приходится учитывать время работы своей лавки, сроки аренды складов, даты прибытия партий товаров, сезонные скачки спроса и предложения, а в идеале - и всевозможные глобальные тренды. То есть, ему приходится поддерживать динамическое равновесие, работая с несколькими системами, каждая из которых обладает своим собственным временем, включая природное и человеческое.
(продолжение следует...)