Григорий (gest) wrote,
Григорий
gest

Categories:

Героический миф и анкета героя

Давным-давно (лет десять назад), я написал текст о "героическом мифе", де факто - о том, как нужно описывать героя в фэнтези, и какие поля в геройской анкете стоит заполнять. Надо сказать, сейчас тот текст кажется мне страшно наивным, поэтому какое-то время назад решил не публиковать его, как есть, а набросать нечто вроде краткого конспекта.

Я постарался вспомнить свои изначальные тезисы, и написал:

Божество;

Тотем;

Имя;

Место в игре.


Потом я сверился со старым текстом и обнаружил, что там было больше пунктов (ремесло, например), но главное я вспомнил. То есть, с точки зрения ассоциаций, интерес представляет то, что я назвал - и в каком порядке я это перечислил.

Итак, что должно быть у каждого уважающего себя героя?

1) Божество, которому он служит, которое ему помогает и путём которого он идёт. Переживая миф своего бога, он уподобляется ему, я писал об этом уже не раз. Естественно, в целях анализа я использую свой пантеон, что иногда приводит к довольно забавным результатам.

2) Тотем, который герой выбирает (или тотем, который выбирает героя). Наравне с богами, это одна из тех тем, которые меня всегда зачаровывали. С образом какого зверя мы можем связать того или иного героя? К примеру, Конан - это тигр или лев (скорее, последнее, поскольку он поместил льва на свой герб), Соломон Кейн - волк. В мире Петухова все мужские персонажи являются либо волками, либо хищными птицами (соколы-рароги), либо крупными хищными кошками (барсы-рыси). Но не медведями, потому что они связаны с культом Велеса (у меня - Зарада), а Велес у Петухова плохой, негативный бог. Тут, я, пожалуй, с ним не соглашусь, хотя герои-медведи, действительно, редки. Есть ещё женские тотемы, хотя это отдельная и сложная тема.

Тотем может быть связан с культом, который исповедует герой. Например, с культом богом войны традиционно связаны вороны, соколы и ястребы, тигры, волки, псы, кабаны. Звери бога власти - орлы или львы. Зарада - медведи и быки. У Магалокса, естественно, будет всякая мистика, вроде двухголовых змей. (А вот, к примеру, коллективным тотемом воров является крыса - вплоть до таких героических образов, как Стальная Крыса у Гарри Гаррисона.)

Естественно, в мире, не похожем на наш, будут жить иные животные - но с похожими символическими соответствиями.

3) Имя. У каждого героя должно быть особое боевое имя, под которым он известен врагам, или кличка, или что-то в этом роде. Понятно, что герой может использовать своё собственное имя в качестве боевого (Котовский!), прославиться под именем своего тотемного зверя (Лис - это и прозвище, и тотем), или выдобрать прозвище, связанное с культом соответствующего бога. Да, да, Бешенный Пёс, Диггер...

Да, меня интересуют имена и их значения, и то, как люди их выбирают и получают. gilgamesch тащился от уникальной книги "Порочный круг", так вот, там у главного героя было имя-позывной Фобос. Представляете, насколько это круто? Фобос - "страх", сын Ареса, спутник Марса. Я даже спрашивал у gilgamesch'а, как, по его мнению, получают такие имена - герой его выбрал, заслужил, или подобный позывной ему присвоили случайным образом? Такие имена могут ведь и статус обозначать.

Когда-то я в подростковом возрасте придумывал мир фэнтези, там был легендарный древний герой, Гром Человекоубийца (де факто, Конан). Гром - имя, полученное при рождении, потому что герой родился на поле боя во время грозы, Человекоубийца - крайне почётное и высокоранговое прозвище в культе бога войны. (У меня там и аналог Соломона Кейна был, его Каин-Волкодав звали.)

Или, продолжая тему значимости имён, вспомним Хонор Харрингтон у Вебера. Имя Хонор, Честь, уже относится к культу Светлой, то есть родители с самого начала посвятили свою дочь богине. А когда пришло время выдумать ей прозвище, Вебер крайне неуклюже обозвал её Саламандрой (якобы, её так назвали журналисты). У меня, кстати, есть теория, что Вебер постоянно пытался связать свою героню с образом бога войны, и именно с этой целью выбил ей глаз и оторвал руку (не помогло, конечно же). Опять же, он назвал её Саламандрой, духом огня, а бог войны символически связан с огнём. Если это так, то будучи Вебером, Вебер опять промахнулся; ведь у образа саламандры два значения - одно, да, дух пламени, а второе, более древнее - ящерица, чья кожа настолько холодна, что она может без вреда нырнуть в самый жаркий огонь, и даже погасить его холодом своего тела. "Ледянная броня", ага. Светлая, и никаких сомнений.

Конечно, понимая, что обычно это не так, мне нравится воображать какую-нибудь пафосную церемонию присвоения имени.
Представьте себе храм Войны. Вперёд выходит варвар Гром, голубоглазый, черноволосый, покрытым шрамами. Величайший воин. "Перед лицом богов я беру себе имя Человекоубийца, ибо многие умерли от моей руки". Пафос.
Или храм Светлой, а в нём Хонор Харрингтон: "Перед лицом богов, я беру себе имя Саламандра, та, что неуязвима для пламени, но побеждает пламя. Так честь неуязвима для подлости, а порок бессилен против добродетели. Ведь тьма не может погасить свет, но свет изгоняет тьму!" Именем богини, воистину.

Конечно, есть и просто клички. Как Фримен, Свободный, у героя Дакаскоса в фильма "Плачущий убийца"; как Святой у героя того же Дакаскоса в фильме "Только сильнейшие". /*гнусавым голосом*/ Как бесчисленные Слепые, Хромые и Юродивые российских трэш-боевиков...

4) Наконец, место в игре, связанное с правилами игры. Четвёртая чисто *моя* тема. Как бы объяснить... Помните книгу "Многорукий бог далайна"? По словам автора, она выросла из игры, которую он изобрёл в школе, где было две фигуры: строитель островов и многорукое подводное чудовище, которое за ним гонялось. Илбэч и Ёроол-Гуй - из игры вырос сюжет, из сюжета книга.

Обычно всё проще, автор придумавает сюжет, выдумывает мир. Нередко он также придумывает для этого мира некую игру, аналог шахмат, конечно же. Игра иллюстрирует особенности мира - её правила являются метафорой общих законов местной культуры. (О связи шахмат и культуры я уже писал.) Так вот, если в книге есть ярко выраженный главный герой, он обычно символически связан с определённой фигурой соответствующей игры, что и является ключом к его образу.

Например, традиционный западный герой - это "рыцарь", конь, потому что конь может прыгать через фигуры и символизирует непредсказуемость ("ход конём"). Идеальный Герой - "Махараджа", который сражается против целой армии и знает ходы всех фигур. Опять же, "хельги" таврелей.
Японские герои - это "король драконов" и "конь-дракон", о которых я упоминал в том же постинге, самые мощные и прокаченные фигуры соотвествующих сторон.

Или вот, горианские шахматы - каисса, главный герой - тарнсмен, наездник на огромной птице-тарне; фигура, способная прыгать через другие фигуры и которая ходит по прямой, а затем вбок. Короче, всё традиционно, герой - конь/рыцарь.
В комментах мне напомнили про марсианские шахматы, джетан; герой Берроуза, естественно, вождь, главная фигура джетана, защитник принцессы.

Встречается, конечно, и жизнерадосный детский манчкизм, как у Бушкова в цикле о Свароге; герой уподобляется Серому Ферзю из местной игры "шакра-чатурандж" (как оригинально!):

«Правило двадцать второе: Серый Ферзь может вводиться в игру лишь однажды, любым из игроков, кто решится на это первым. Поскольку неизвестно заранее, на чьей стороне будет сражаться ферзь, он именуется серым, каковое наименование носит и в дальнейшем. На чьей бы стороне ни вводился в игру Серый Ферзь, его боевые качества, перечисленные выше, не изменяются.
Правило двадцать третье: после ввода в игру Серого Ферзя противная сторона вправе вместо своего следующего хода ввести в игру на своей стороне фигуру, именуемую Гремилькар, чьей главной задачей является охота за Серым Ферзем ради возможного его уничтожения».


...А есть ведь, наверное, миры, соответствующие правилам "Ультимы-Барокко" или "Империй" (1, 2; извиняюсь за не совсем английский язык по ссылке). Представляете, какие там обитают Герои?

(продолжение следует...)
Tags: пути, шахматы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments