За три дня посмотрел трёх "Мюнхгаузенов" - нашего, немецкого и английского. "Тот самый Мюнхгаузен" 1979 года, "Мюнхгаузен" 1943 года (привет доктору Геббельсу) и "Приключения барона Мюнхгаузена" 1988 года, тот самый фильм Терри Гилльяма.
Пребываю в состоянии эстетической перегрузки.
Наш смотрел первый раз в жизни, но, в общем-то, знал, чего ждать, поэтому он меня не удивил.
Остальные два сразили. После немецкого мне было жалко немцев, серьёзно.
Последний просто выбил дух, в том числе, на контрасте.
Я слова даже не могу подобрать.
Фильм Терри Гильяма гениален, причём гениален неожиданно. Я даже не знаю, с чем его сравнить (кроме Терри Гильяма). Упомянуть влияние Честертона? Атмосферу комиксов Алана Мура?
[И ещё там совершенно фантастическая героиня и аватара Светлой... Это не считая Смерти, Любви и Бога-Кузнеца.]
Три цивилизационных проекта выложились в этих фильмах на всю катушку.
Немцы, как мы знаем, проиграли войну. И поделом.
СССР развалился. И поделом.
Американцы, как всегда, оказались тупыми, и фильм провалился в прокате. Так им всем и надо.
Но что тогда сказать о самом бароне Мюнхгаузене?
Кстати, во всех трёх фильмах барон, по сути, умирает.
Только немецкий фильм - это Мюнхгаузен до смерти.
Наш фильм - это Мюнхгаузен во время смерти.
А англо-американский - это Мюнхгаузен после смерти.
Нет слов. Пока ещё нет слов.