Григорий (gest) wrote,
Григорий
gest

Штирлиц

Мне было видение.
Я говорю это в полушутку; я спал, или пытался уснуть, и вдруг вспышка осветила мой разум, я закашлялся и проснулся.
Ну что, вспышка - так, вспышечка. Пара шестерёнок встали на свои места, я увидел чёткое продолжение недавних тем. Пусть мои последние постинги были не лучшими; но они были.

К сожалению, arishai скучно читать мои постинги на эти темы. Я ей обещал, что следующие постинги будут о другом, о моих личных символах... Я получил силу для постингов о войнах, стихиях и парадигмах, а обещал ей другое!

Она меня, конечно, поймёт, потому что она у меня чудесная. Оля :). Я тебя люблю.

...Но я не могу её подвести.
Я скажу пару слов.

О своих символах, о том, о чём я хотел написать этим вечером, когда у меня не было сил.

Штирлиц.

Я как-то шутливо сказал, что у меня есть два примера для шестого менталитета, аналитиков по Переслегину. Хотя, с таким же успехом, мы можем говорить о существах, раскрывших в себе шестой контур по Лири. Или о хомо супериор, как их называли в книгах моего детства.

Первый - "Рузвельт", игрок за Америку, он же Ксавьер, он же Блофильд. Я написал о нём целый постиг, но не сказал ничего.
Второй - "Штирлиц", игрок за Россию.

С точки зрения биографии, истории в истории, так сказать - офицер царского генштаба (с очевидным результатом), работник белогвардейской контрразведки (то же самое), винтик в аппарате Третьего Рейха (аналогично), сотрудник андроповского КГБ, доверенное лицо Шефа (чем всё кончилось, опять же, понятно). Именно советский этап его биографии лёг в основу знаменитого сериала (в том числе, в форме прогноза).
Специализация "Штирлица" - работа с крупными информационными объектами, создание, управление, уничтожение. В какой-то момент договорился с "Рузвельтом", результатом чего стал демонтаж советского проекта. Ныне покинул пределы России (уехал в США?), что, учитывая его стиль работы, является хорошим признаком.

(Неизбежная ссылка на Крылова)

С сюжетной точки зрения, был нужен для размышлений о позднем СССР и для описания мира майора ФСБ Чупакабры, то есть более мрачной и тёмной версии России образца начала двухтысячных. [Знаете, мир, где четырнадцатилетние воспитанники школы КГБ расстреливали в подвалах защитников Белого Дома в октябре 93 года, и где та же "молодая смена" потом воевала в Чечне, причём, из педагогических соображений, и с федералами, и с чеченцами.] Немного Хидэо Кодзимы, немного Галковского, немного Максима Калашникова... будто бы "Штирлиц", покинув Россию, оставил на хозяйстве крайне вредного энергоинформационного паразита, питающегося энергией распада - как Голем по Калашникову, и вместо голема по Переслегину.

[Потом там появлялся Ивил, они с Чупакаброй становились как Палпатин с Вейдером... концовку я так и не смог придумать, вернее, придумал, и она была чудовищно пошлой - Чупакабра с Ивилом пошли и на пару вынесли Центр; так сказать, в духе Мак Сима и фильма "Эквилибриум". То есть, я не спорю, может быть, время от времени и стоит взрывать Центр, но сколько ж можно?]

Короче, основная идея была в том, что хоть "Штирлиц" вроде как и на нашей стороне, его мотивация нам чужда, мы её не понимаем. Зачем ему нужна была революция? Зачем ему был нужен распад СССР?

Была там и другая составляющая этого образа, берущая начало из фильма (о чём я уже писал). Особенность "Штирлица" в том, что для системы, для голема по Переслегину, он всегда свой. Мы можем сказать, что "Штирлиц" способен программировать поведение сложных информационных объектов, как бы не в режиме реального времени. (Другая метафора - паразит, живущий в муравейнике, но остающийся невидимым, или даже заставляющий муравьёв его кормить, просто напросто потому, что у него правильный запах.)

Наши анекдоты и пародии уловили этот аспект - помните, "бесполезно - скажет, что фрукты приносил"? "Интересно, откуда у моего друга детства Штирлица этот ужасный рязанский акцент?"

Впрочем, фильм в этом отношении был не лучше (что и вызвало анекдоты, собственно).

"Ага! Вы попались, Штирлиц - ваши отпечатки найдены на чемодане с русской рацией!"
"Послушайте, Мюллер, у меня есть рациональное и совершенно логичное объяснение этого факта".
"Да, действительно... извините... не знаю, что на меня нашло. Но и вы меня поймите, тут, поневоле, себя начнёшь подозревать!"

Итак, "Штирлиц" для системы всегда свой, и потому абсолютно неуязвим в любой жесткой иерархической структуре. Его невозможно ни в чём обвинить и с ним нельзя ничего сделать. При этом, на деле-то он наименее лоялен, вплоть до того, что нередко разлагает систему изнутри и сознательно запускает механизм её гибели. В этом есть какая-то восхитительная несправедливость, а это именно тот материал, с которым я хотел бы поработать. 

...Не потому ли, что в подобной несправедливости скрыто зерно справедливости высшей?
Tags: контуры, хомо супериор
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments