Григорий (gest) wrote,
Григорий
gest

"Пять составляющих мастерства" (из книги Зелендинова и Сенчукова "Единный язык фехтования")

прошлый раз забыл сказать, что, вероятно, за молодым бойцом следует признать преимущество в самом плотном из "тонких" компонентов, в Обеспечении.]

В общем-то, я собирался выложить ещё одну цитату из книги "Единый язык фехтования", на сей раз, о составляющих и ступенях мастерства. В принципе, трактовка авторов соответствуют японской модели. Кондиции - Земля, Движения - Вода, Техника - Огонь, Тактика - Воздух, Стратегия - Пустота. С точки зрения армии-как-системы, соответствия будут не такими чётким, что логично (в конце концов, речь о цикличной схеме, не об иерархичной). Таким образом, Техника будет включать в себя и Огонь, и Воду, Тактика будет иметь дело с более тонким Огнем и Воздухом, а Стратегия будет мешать Воздух с Пустотой (искусство мгновенного анализа ситуации, в том числе, с целью победить противника без боя). Общая схема, как я уже говорил - от Земли - к Воздуху, и от более плотных навыков - к тонким.

"Можно выделить пять больших групп навыков и умений, необходимых бойцу. Обозначим их, как  "составляющие мастерства" (или "слагаемые мастерства"). В порядке усложнения навыков,  необходимых для использования этих групп в бою, их можно перечислить следующим образом:

1. Кондиции (физические, психологические, умственные).
2. Движения (двигательные навыки).
3. Техника (технические навыки).
4. Тактика (тактические навыки).
5. Стратегия (постановка задач).

"Кондициями" определяется то, что человек потенциально способен сделать.
"Двигательные навыки" - это умение совершать те или иные действия сами по себе, в отрыве от  контекста.
"Технические навыки" - умение решать с помощью тех или иных движений и действий конкретные  задачи, умение применять движения в боевой ситуации с учётом действий противника.
"Тактические навыки" - анализ действий противника, прогноз его действий и его реакции на те или  иные действия бойца. Тактика начинается там, где на смену непосредственной реакции на действия  противника приходит работа с информацией, сознательное планирование собственных действий и  использование либо разрушение планов противника.
"Стратегия" - постановка задач и выстраивание приоритетов на бой с учётом внешних факторов.

(...)

Лучше всего, когда все пять слагаемых мастерства хорошо развиты: боец силён и смел, умеет  двигаться, техничен, тактически подкован и успевает понять, что происходит, ещё до того, как  оно начнёт происходить.
К сожалению, такое сочетание всех достоинств у одного бойца встречается не часто. Как правило,  успехи в одной области компенсируются недостаточной подготовкой в других областях...
При этом, не стоит забывать, что составляющие мастерства имеют чёткую иерархию сложности их  использования (именно в этом порядке они были пречислены).

Понятно, что здоровый бугай, даже не будучи отягощён какими-либо специфическими навыками,  вполне способен за счёт одной грубой физической силы справиться со своим противником. Более  редкая, но тоже достаточно распространённая ситуация, когда физически слабый человек, впав в  безумную ярость, заставляет противника ретироваться (преимущественное использование  кондиций).
Однако человек, хорошо умеющий двигаться, даже не обладая специфическими техническими навыками,  вполне способен сравиться с малоподвижным бугаем. Так, например, гимнаст вполне способен  победить в драке штангиста (преимущественное использование двигательных навыков)"
.

Хотел бы я  это увидеть! И не в этом ролике.

"Но техничный боец, даже будучи слабее штангиста и медленнее и неповоротливее гимнаста, вполне  способен составить им конкуренциию (преимущественное использование техники).
При этом технарь вполне может проиграть тактику, который, будучи медленнее, слабее и зная  меньше техник, тем не менее, вполне способен его обмануть, вызвать на определённые действия и  тем самым заставить подставиться (преимущественное использование тактики).
Стратег же, отдавая себя отчёт в том, что если бой начнётся, то он проиграет, может просто боя  не допустить. Или ещё до начала боя поставить своего противника в настолько невыгодную  ситуацию, что все преимущества последнего сойдут на нет (преимущественное использование  стратегии).
Однако, если стратегу не удастся взять ситуацию под контроль, то он вполне может проиграть обычному бугаю".


Кажется, по этому поводу mortulo как-то сказал, что в конечном счёте заруливает первый контур по Лири, или что-то в этом роде. Я тогда хотел ответить, что, по логике Лири, заруливать должен второй, который ближе к технике... впрочем, это не имеет отношения к сегодняшнему разгвору :).

"Таким образом, умелое использование каждой из составляющих мастерства может доставить много  проблем противнику. И всё же подлинного мастерства можно достичь, только отдавая должное всем  пяти составляющим, развивая их равномерно. И тогда в бою всегда можно будет компенсировать  преимущества противника в одной из составляющих своими преимуществами во всех остальных.
У такого мастера во время боя сознание функционирует как бы на всех пяти уровнях одвновременно:

- на первом он корректирует стратегию;
- на втором строит тактические комбинации;
- на третьем проводит технику;
- на четвёртом готов отреагировать на неожиданное действие противника нужным движением;
- на пятом оценивает своё собственное физическое и психологическое состояние.

Причём все эти процессы происходят одновременно и взаимонезависимо.
Конечно тоже самое в той или иной степени происходит в голове абсолютно любого бойца. Однако у  большинства это не выходит за границы подсознания, а на поверхность вырываются только отдельные  малосвязанные друг с другом мысли. Либо же, если в индивидуальном мастерстве преобладает одна  из составляющих, то и на сознательном уровне фигурирует только она - а всё, что касается  остальных четырёх, на сознательном уровне почти не проявляется. Фактически, это работа ученика,  сознательно прорабатывающего отдельный аспект. 
А вот у мастера... У мастера основная работа также происходит в подсознании, но он не столько  поднимает все аспекты своей работы до осознания, сколько погружается в подсознание целиком,  растворяется в процессе.
И при этом впоследствии способен вывести на сознательный уровень любой интересующий его  фрагмент для более детального рассмотрения.

Попробуем с учатом всего вышесказанного подробнее рассмотреть процесс ведения боя.
Начиная бой, боец составляет "генеральный план сражения". Он оценивает (...).

С учётом всего перечисленного боец выстраивает иерархию возможных действий на этот бой,  устанавливает или отменяет какие-либо ограничения. И, главное, ставит перед собой  сверхзадачу, которую должен решить в процессе боя...
На основе этого он создаёт примерную схему действий...
В случае если бой начинается внезапно и к нему нет возможности подготовиться, то все эти  расчёты делаются в первые мгновения боя, одновременно с началом непосредственных действий.

Выстроив схему с точки зрения стратегии, из оставшихся не отсечёнными способов и возможностей  боец начинает рассчитывать тактические комбинации. От самых примитивных - например, провести  решительную атаку серией ударов, и тем самым моментально смять явно слабейшего противника, или  развернуться и убежать - до сложных многоходовых комбинаций.
Одновременно с осуществлением тактических замыслов боец продолжает следить за ситуацией вообще,  и в случае необходимости готов пересмотреть и изначально принятую стратегию...

Для осуществления своих тактических планов, боец использует технику.
При этом он в любой момент готов применить не запланирвоанное заранее техническое решение, если  противник неожиданно "подставится" под него. Тем самым боец постоянно корректирует начальную  схему. Однако он продолжает учиывать ограничения, изначально наложенные стратегией.

При всём этом боец постоянно готов в случае необходимости совершить любое отдельное движение,  не имеющее прямого отношения к выполняемым им техникам, но необходимое в данный момент для их  успешного выполнения...

В идеале, любое непредвиденное движение (своё или противника) боец тут же встраивает в схему  боя и использует для своей пользы.
Одновременно со всем вышеописанным, боец внимательно следит за своим состоянием, в постоянной  готовности в случае его изменения (скажем, усталости иди получения травмы) тут же  корректировать методы видения боя.

Многие явления, имеющие отношение к фехтованию, можно рассматривать с пяти разных точек зрения:  "кондиционной", "двигательной", "технической", "тактической" и "стратегической". И ни без одной  из них нельзя обойтись.
Можно сказать, что эти пять точек зрения - различные системы координат, в которых можно  рассматривать одни и те же события. Наиболее важными и чаще всего используемыми для построения  рабочих моделей являются двигательная, техническая и тактическая точки зрения.
Рассматривая происходящее с точки зрения движения, мы видим, какие движения совершают бойцы в  отрыве от контекста текущей ситуации - например, один из бойцов наносит тот или иной рубящий  удар.

Но с точки зрения техники, один и тот же удар (выполняемый с точки зрения движений бойца  совершенно одинаково) может означать совершенно разные вещи. Это может быть:

- элемент атаки - удар наносится по противнику;
- элемент защиты - абсолютно такой же удар наносится по клинку противника, который угрожает  бойцу;
- движение, отвлекающее внимание противника, - тот же самый удар, нанесённый по воздуху;
- подготовкой к следующему удару;
- наконец, это может быть просто сменой стойки - если боец решил, что ему будет выгоднее  стоять, опустив клинок, и опустил его тем же самым движением, которым наносится рубящий удар".


Итак, с точки зрения японских стихий, техника примерно соответствует Огню.
При этом, в рамках техники существуют различные элементы, которые можно связать с незаменимой AAAS.
Где "элемент атаки - удар наносится по противнику" - это Огонь.
"Элемент защиты - удар наносится по клинку противника, который угрожает бойцу" - Земля.
"Подготовка к следующему удару" и "смена стойки" - это Движение, или Вода. Буквально, перетекание из позиции в позицию.
А "удар, нанесённый по воздуху - движение, отвлекающее внимание противника" - будет, естественно, Воздухом, как одна из форм Проекции силы.

"Допустим, что удар всё-таки наносится именно по противнику. С точки зрения техники. Но с точки  зрения тактики это мог быть вовсе не удар, а попытка вызвать противника на то или иное  действие.

С тактической точки зрения ударом может считаться только то движение оружием, которое  совершается с целью выведения противника из строя.
Соответственно, во многих случаях необходимо уточнять, какая из точек зрения имеется в виду,  когда говорится о том, что был нанесён удар. И это касается не только ударов, но и многих  других явлений.

Что касается кондиционной точки зрения, то одно и то же действие в разных ситуациях может быть  как чем-то мимолётным, сделанным походя, так и результатом напряжения всех физических и  психических сил бойца.

А с точки зрения стратегии тактический успех может оказаться неудачей. И наоборот.

Но повторим, наиболее часто используются именно двигательная, техническая и тактическая точки  зрения. И их нужно разделять между собой. При этом помнить, что они постоянно пересекаются и  взаимно влияют друг на друга. В результате невозможно сколько-нибудь полно представить себе  действия бойца, если не описать их с разных точек зрения.

Существует также шестая составляющая мастерства. Это то, что принято относить к области  подсознания. В данной книге эта тема подробно не рассматривается".


А мне пора возвращатся к основной теме...
Tags: aaas
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments