Григорий (gest) wrote,
Григорий
gest

Category:
  • Mood:

Немного того, что я считаю настоящим искусством

Надо чем-нибудь разбавить мою последнюю серию. Раз уж madius разрешил мне цитировать его подзамочный журнал, выложу свой любимый текст из той серии.

"Креатив
[убогий, написанный за 40 минут]

Дети играли в песочнице. Всего их там было десять, и звали их Ребенок № 1 (далее - Р-1), Ребенок № 2 (Р-2), Ребенок № 3 (Р-3), Ребенок № 4 (Р-4) и Ребенок № 5 (Р-5). Остальные же дети были очень маленькими, поэтому у них не было имен, было лишь собирательное название – «малыши». Впрочем, отсутствие имен их нисколько не смущало, потому что они еще не вошли в тот возраст, когда человеку требуется собственное имя.

У каждого из детей (даже у малышей) были свои игрушки, с которыми они играли. Поначалу дети игрались мирно, не мешая друг другу. Но потом Р-1 решил, что своих игрушек ему мало, и отнял игрушки одного из малышей. Малыш очень расстроился, но вернуть свои игрушки назад он не мог, потому что был маленький и слабый. И тогда он стал умолять Ребенка № 1 отдать ему хотя бы часть отобранных игрушек, взамен соглашаясь сделать все, что тот ему прикажет. Р-1 согласился, но потребовал от малыша участвовать во всех последующих операциях по отъему чужих игрушек. Вскоре Р-1 отобрал игрушки у всех малышей и подчинил их своему влиянию. Таким образом, он стал самым крутым ребенком во всей песочнице.

А Р-2 все это время увлеченно играл со своими игрушками. Он бы продолжал играть и дальше, если бы в один день к нему не пришли Р-1 и несколько малышей и не отняли бы у него все игрушки. Конечно, Р-2 сильно расстроился, но ему очень хотелось играть. Поэтому он стал копать песок в песочнице и делал это до тех пор, пока не раскопал кем-то давно потерянную игрушку. Узнав об этом, Р-1 вместе малышами вновь наведались к Ребенку № 2 и забрали его новую игрушку. Но Р-2 снова стал копаться в песочнице и вырыл еще одну игрушку. И тогда Р-1 смекнул, что Р-2 может быть ему полезен, и взял его к себе в компанию на правах малыша. Часть откопанных игрушек Р-2 передавал Ребенку № 1, а другую часть ему разрешалось оставить себе. И все были довольны.

Р-3 был самым умным из всех детей. Он умел не только играть с игрушками, но и делать собственные игрушки. Поэтому, когда Р-1 при помощи малышей отнял у него все игрушки, Р-3 не очень расстроился. Вместо того чтобы просить Ребенка № 1 вернуть ему игрушки, он принялся мастерить самую сложную и интересную игрушку из тех, которые ему когда-либо доводилось создавать. Много дней и ночей он придумывал эту игрушку и, наконец, придумал. Это была столь сложная игрушка, что в нее никто не мог играть, кроме самого Ребенка № 3. Конечно, как только эта игрушка была создана, к Ребенку № 3 явился Р-1 с тем, чтобы отнять ее, но, увидев эту игрушку, решил, что ему все равно не понять, как с ней играться. И Р-3 стал играть с ней в гордом одиночестве. Конечно, он был очень горд своей игрушкой, и все же его удручало то, что никто с ним в нее не играет. Однажды он позвал поиграть одного из малышей, но ничего из этого не вышло, так как малыш был слишком глупый, чтобы играть в столь сложные игры.

Р-4 был очень эгоистичный и самовлюбленный. Поэтому, когда Р-1 отнял у него все игрушки, он сильно обиделся и разозлился. И тогда Р-4 решил, что, если он сам не может играть в игрушки, то пусть никто в них не играет. И поставил он тогда своей целью сжечь все игрушки, имеющиеся в песочнице. Но это сделать ему никак не удавалось, т.к. игрушки усердно охранялись Ребенком № 1 и малышами. И Р-4 смекнул, что ему надо отловить Ребенка № 1, когда вблизи него нет назойливых малышей, и закопать его в песочнице, и тогда малыши, лишившись своего вожака, не смогут ему помешать. Так он и поступил, но Р-1 оказался сильнее и в результате сам Р-4 был закопан в песочнице. Там бы он и издох, если бы не пришли родители и не откопали его оттуда. И тогда Р-4 понял, что для того, чтобы наказать Ребенка № 1, ему нужен союзник. Поэтому он решил подружиться с Ребенком № 3. Поначалу все шло хорошо, т.к. Ребенку № 3 не с кем было играть, и он рад был любому общению. Но потом выяснилось, что ему совсем не хотелось наказывать Ребенка № 1, и все что ему было нужно – продолжать играть со своей замысловатой игрушкой. Поняв это, Р-4 разозлился на Ребенка № 3, отобрал у него любимую игрушку и съел ее. Но и после этого Р-3 не захотел действовать в соответствии с планами Ребенка № 4. Вместо того чтобы пойти и наказать Ребенка № 1, Р-3 отправился в дальний угол песочницы, сел и заплакал.

Р-4 ни на минуту не прекращал думать о том, как осуществить свой план по уничтожению всех игрушек. Но ничего у него не получалось. Как-то раз, гуляя вокруг песочницы, он случайно заметил, что неподалеку от нее есть еще одна такая же песочница, и двинулся в ее направлении. Дойдя до нее, он увидел необычную картину – множество незнакомых детей преспокойно играли со своими игрушками, никто никому не мешал, никто даже не пытался отобрать чужие игрушки. И тогда понял Р-4, что жизнь его прожита зря и сильно расстроился. Не пережив горя, Р-4 заболел свинкой и издох.

А Р-5 давно уже покинул песочницу. В тот самый момент, когда Р-1 начал отбирать чужие игрушки, он понял, что в этой песочнице ему нет места, сложил свои игрушки в узелок и отправился странствовать в поисках другой, правильной песочницы. Но так ее и не нашел. Потому что Р-4 оказался более удачливым".


Тут, конечно, комментировать, только портить. Именно этот текст помог мне тогда подобрать термин, описывающий моё восприятие творчества madius'а - "экзистенциальное отчаяние".

Но позволю себе сказать несколько слов. Не могу удержаться.

Посмотрите, как он разделывает авраамический миф! Как повар рыбину, подбрасывает и вспарывает брюхо! И методично перебирает варианты развития сюжета. Всемогущий Творец, который всех нас бьёт по башке, если мы плохо себя ведём... а если Творец - никакой не Творец, а самозванец, который просто оказался самым первым и сильным, и подчинил себе остальных духов? И потом, что было дальше? Могучий дух, который в гордыне своей восстал против Творца... а может, гордый демон-мятежник, объявивший войну тирану? Каждая строчка отсылает к той или иной истории, тем или иным попыткам придумать новую версию событий, от Библии и Мильтона до "Чёрной книги Арды". Но, в конечном счёте, всё это рассказы о кучке детей, копошащихся в песочнице.

Вот один, который оказался полезным Первому, и этим заслужил себе особый статус.
Вот другой, который сам оказался творцом, и потому не понимал чужих разборок (между Толкиеном и Ниенной, это, наверное, будет Ауле).
Он, в итоге, и пострадал больше всех. "Сел и заплакал" - чёрт, гениально.

И главное, да, Первый - тиран, но и Восставший сам себя превратил в законченную сволочь, если не родился таким. Именно он уничтожает единственную сложную и уникальную вещь, которую породил мир песочницы. Просто так. Потому что он мог. [В моём мире речь будет идти, например, о цивилизации джиннов, уничтоженной  в результате падения Сатана, и, в значительной степени, самим Сатаной.]

Восставший, избранник и баловень судьбы, везунчик, в итоге получает кару по грехам -  "и тогда понял Р-4, что жизнь его прожита зря и сильно расстроился. Не пережив горя, Р-4 заболел свинкой и издох". Этот образ стоит своего веса в золоте. Раз за разом оправдывать себе тем, что "не мы такие, жизнь такая", а потом обнаружить, что достаточно просто сделать шаг в сторону, чтобы попасть в другую жизнь. Что делать? Остаётся только захлебнуться желчью.

Последний абзац я даже комментировать не буду, он слишком хорош.

С другой стороны, как интель, я не могу не проследить дополнительные ассоциации. Разве нельзя тут увидеть параллелей с классификацией самого madius'а, хоть она и была написана намного позже рассказа? Разве не разумно исходить из того, что человеку привычней работать с определённым набором образов?

Р-1 - Мудрец, "тот, кто сам очерчивает или выбирает тот круг, в рамках которого функционирует", установивший правила и заставивший остальных по ним играть. Мог бы выбрать иной путь, но решил стать мудрым и закрутил гайки.

"Малыши" - Адепты. "Адепт – живет по тем законам, которые действуют в той части социума, в которой он оказался. При этом справедливость данных законов он не ставит под сомнение. Адепт... действует в рамках очерченного круга, где вышеперечисленные вопросы считаются решенными". Малыши. Иначе не скажешь.

Структуалисты послужили источником для двух образов. Это Р-2, умеющиий копать и находить нужное ("часть откопанных игрушек Р-2 передавал Ребенку № 1, а другую часть ему разрешалось оставить себе"), и Р-3, самый умный из трёх детей. Р-3, создавший "самую сложную и интересную игрушку... это была столь сложная игрушка, что в нее никто не мог играть, кроме самого Ребенка № 3". Р-3, добившийся независимости, и потерявший всё. Потому что Р-4 был мудаком.

Р-4, конечно же, Искатель, революционер. Революционный миф в значительной вырос из легенды о восстании Сатаны, корни там совершенно очевидные. "И тогда Р-4 решил, что, если он сам не может играть в игрушки, то пусть никто в них не играет. И поставил он тогда своей целью сжечь все игрушки... отловить Ребенка № 1, когда вблизи него нет назойливых малышей, и закопать его в песочнице". От дьявола до Ильича, мы не найдём ничего, что выходило бы за эти рамки. И да, Р-4 - фанатик, но разве нет в его фанатизме чего-то завораживающе-привлекательного? Конечно, как я уже сказал, madius расправился и с этим мифом - "а потом он увидел, что можно жить иначе. И умер".

Ну и наконец, Р-5.  "В тот самый момент, когда Р-1 начал отбирать чужие игрушки, он понял, что в этой песочнице ему нет места, сложил свои игрушки в узелок и отправился странствовать в поисках другой, правильной песочницы". Странник. Иногда достаточно просто встать и уйти. Иногда необходимо ещё и везение.

А мне иногда не мешало бы добавить к чувству ещё и талант, но что делать? Я чувствую, как слова покидают меня.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments