Я иногда могу сказать что-нибудь вроде этого: "дело уже заведено, а в деле написано - "слабые способности к анализу, отстутствует исторический подход"".
Так вот, если я говорю нечто подобное, это уже по факту означает следующее:
- я могу быть прав, я круче;
- я могу быть неправ, он круче;
- я могу быть прав частично, то есть данный человек уступает мне в каком-то одном пункте, но превосходит в другом.
(Откуда берётся тема превосходства? Если наши способности более менее сопоставимы, я могу их оценить объективно. Если я считаю, что его способности в этой области уступают моим, он с таким же успехом может заметно отличаться от меня в лучшую сторону. Дурак нередко считает умного настоящим дураком, тут ничего не поделаешь.)
...Если же я прав, то это значит, что для кого-то и по сравнению с кем-то у меня слабые способности к анализу и отсутствует исторический подход.
Это очевидно. Если один человек может превосходить другого, то ведь и ко мне это тоже относится, я же человек. Если я сильней кого-то в какой-то области, значит, наверняка кто-то окажется сильнее меня.
Если воин говорит, что он великий воин, это может означать а) что он прав б) что он неправ; главное, это означает, что есть кто-то, кто сильнее его.
В моём мире это называлось Первое правило воина - всегда есть кто-то, кто сильнее тебя. Вплоть до бога войны, который сильнее всех остальных воинов, но который не связан этим правилом, потому что он бог, а, следовательно, выше правил. (У магов было аналогичное правило, но, соответственно, "вплоть до Магалокса".)
Если я говорю что-то подобное, я вкладываю в это все эти смыслы - по крайней мере, пытаюсь. И то, что я могу оказаться прав, и то, что я могу оказаться неправ, и все следствия из этого. ("Ибо какой мерой вешаете...") Для меня это очевидно. А для вас?
Ещё я думаю над этой фразой
"И вообще, я, конечно, понимаю, когда ты стебешься. Но, чёрт побери, мне охота понять до конца, над чем именно ты стебёшься. Чтоб насладится всеми оттенками.
Не говоря о том, что в такие моменты начинает говорить моя профессиональная деформация. Я пытаюсь понять, каким образом ты указываешь человеку на возможные способы ликвидации ошибки. Иногда для меня это тоже не очевидно.
В любом случае, я уж точно не сомневался, что ты помимаешь. Я скорей сомневался в том, по какой причине ты не считаешь необходимым об этом упомянуть".
Ещё я думаю о парадигмах.