Григорий (gest) wrote,
Григорий
gest

Ещё одна веха на пути

Я написал:

Таким образом, хороший игрок в шахматы не испытывает страха перед возможными потерями, не гоняется за фигурами противника (победа в шахматах определяется не по очкам, всё-таки), не позволяет себе отвлекаться на досаду по поводу упущенных шансов - и уж тем более, он не скучает, глядя на то, как его соперник делает ход. В конце концов, ход размышляющего соперника - бесплатное время для перебора вариантов, а возможность понять логику, которой он руководствуется в выборе того или иного продолжения - прямой путь к победе.

И проиллюстрировал эту мысль бессмертными строчками Такуана:

Предположительно, как мастер боевых искусств, я не сражаюсь, чтобы приобрести или потерять, не озабочен силой или слабостью, ни делаю ни одного шага вперёд и не отступаю ни один шаг назад. Враг не видит меня. Я не вижу врага. Проникая туда, где небо и земля ещё не разделились, где инь и янь ещё не возникли, я достигаю цели быстро и неотвратимо.

"Хроники меча Таиа" организованы следующим образом. Сначала Такуан приводит краткий текст на китайском, затем даёт развёрнутый комментарий на японском. К этому отрывку комментарий следующий:

"Предположительно используется, когда нечто точно неизвестно.

Ещё одно значение первого иероглифа - "крышка". Так, если ящик накрыт крышкой, хотя мы и не знаем, что в нём находится, дав волю воображению, мы угадаем это в шести или семи случаях из десяти. Здесь также ничего точно не известно. Об этом можно только предполагать. Поэтому, первый иероглиф обозначает на письме то, что точно неизвестно. Его используют, чтобы выглядеть скромнее и не навязывать своего мнения.

Мастер боевых искусств следует понимать буквально по смыслу иероглифов.

Я не сражаюсь, чтобы приобрести или потерять, не озабочен силой или слабостью означает отсутствие страстного стремления к победе и беспокойства по поводу поражения, а также равнодушие к силе и слабости.

Не озабочен силой или слабостью, ни делаю ни одного шага вперёд и не отступаю ни один шаг назад подразумевает отсуствие необходимости двигаться вперёд или отходить назад. Чтобы одержать победу, не нужно сходить с того места, где вы находитесь.

Слово меня в предложении Враг не видит меня указывает на моё Подлинное Я. Речь здесь не идёт о моём видимом облике.
Люди легко замечают видимый облик. Редко кто из них может видеть Подлинное Я. Поэтому я говорю:  Враг не видит меня.

Я не вижу врага. Поскольку я чужд личностному видению, я не вижу мастерства видимой личности своего врага. Хотя я говорю Я не вижу врага, это не означает, что я не вижу врага у себя перед глазами. Уметь видеть одно и не видеть другого - вот самая суть мастерства.

Подлинное Я существовало до разделения неба и земли, до рождения отца и матери. Подлинное Я пребывает во мне, в птицах и зверях, в травах и деревьях, во всех феноменах. Именно это Подлинное Я называется природой Будды.

Это Я не имеет ни очертаний, или формы, оно не рождается и не умирает. Вы не можете увидеть его земными глазами. Лишь тот, кто достигает просветления, может его видеть. Говорят, что видевший его видел свою подлинную природу и стал Буддой.

Давным-давно Почитаемый Миром отправился в Снежные Горы и, проведя шесть лет в страдании, достиг просветления. При этом он постиг своё Подлинное Я. Обычный человек не обладает столь сильной верой. Его настойчивости не хватает даже на два или три года. Но изучающие Путь должны быть прилежными двадцать четыре часа в сутки в течении десяти или двадцати лет. Они пробуждают в себе великую силу веры, внимают мудрым и навсегда забывают о враждебности и страдании. Подобно родителю, который потерял ребёнка, они ни на мгновение не утрачивают решимости. Их мысли проникают глубоко. Они задают вопрос за вопросом. В конце концов они достигают места, где буддийское учение и Закон уходят, а на их месте возникает ЭТО.

Проникая туда, где небо и земля ещё не разделились, где инь и янь ещё не возникли, я достигаю цели быстро и неотвратимо означает направить свой взор в то место, которое существовало ещё до разделения неба и земли, до возникновения инь и ян. Кроме того, речь здесь идёт о том, что нужно не прибегать к мыслям и рассуждениям, а смотреть прямо вперёд. Если поступать таким образом, великая цель будет достигнута".

К этому что-то ещё добавлять - только портить.
Но согласитесь, что речь идёт о попытке получить того самого "хорошего игрока" - без страха, зависти, скуки и ненависти - хотя и через призму восточной этики по Крылову.
Tags: Восток, шахматы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments