Григорий (gest) wrote,
Григорий
gest

Categories:
  • Mood:
  • Music:

МИ 9: Сказочные существа 6: Царевна-Лебедь

Попытаюсь отдать последний из висящих на мне долгов.

Как-то я завел речь о покемонах, которые нужны были мне для иллюстрации одной концепции. Тут я вспомнил про Царевну-Лебедь - дело в том, что на картинках в книге, которая у меня была в детстве, Царевна-Лебедь тоже проходила серию последовательных метаморфоз.

А где-то полгода назад, когда меня очень заинтересовала идея данной сказки, я приставал ко всем своим знакомым, спрашивая их мнение. Ведь действительно, там такие вещи происходят, что голову можно сломать.

Я решил, для воссозания атмосферы, продублировать тот старый вопрос в ЖЖ, чтобы вновь насладиться этим "не знаю, не думал".

Но два человека хотя бы _попробовали_ ответить. Естественно, это были женщины, парней на такое сложней раскрутить.

Первой была моя львовская знакомая, которая мне давеча приснилась. Из письма: "gest: вопрос был бы "Как ты понимаешь образ Царевны-Лебедь у Пушкина?". В твоем ответе, наверняка, фигурировала бы мужская лень 8-). Она: А фиг там...Хотя тогда может и да, но сейчас я опять вся в Юнге, и у
меня в этом образе фигурировал бы архетип Анимы.=)".
Знал бы я еще, что это такое, мы пока только до анимэ дошли 8-).

И второй была многоуважаемый юзер malenkayasmert, которая сказала, что Царевна-Лебедь - это такой обычный оборотень. Я выразил сомнение, и она предложила мне самому ответить на мой вопрос. Вот я и решил написать этот постинг. Но так как другие дела (я пишу очень длиное и интересное письмо, через три года сниму с него гриф секретности и опубликую здесь... если, конечно, не сбудутся предсказания reincarnat и kenigtiger) отвлекали меня от ЖЖ, то ответ запоздал.

И получилось, что я как-бы вовсе не ответил. А это не-ве-жли-во. Я не хотел бы обидеть Маленькую Смерть, которая, как-то, напомнила мне о трех хороших вещах: 1)Нормане 2)инспекторе Бел Аморе 3)одной из моих любимых детских пластинок. "Догонит ли в воздухе, или шалишь, летучая кошка летучую мышь...". Эх, где вы, наши годы...

Итак.
/* убирает волосы в хвост, облачает себя в строгий деловой костюм и возносит на лекторскую кафедру с лежащей на ней указкой */
(переживает острый приступ нарциссизма)
(хочет показать аудитории язык)
(понимает, что именно поэтому никогда не будет крутым; выделяет часть мозга для обдумывания этой мысли)

(откашливается) Была высказана мысль, что Царевна-Лебедь - оборотень. Это не так, вернее, не совсем так. В прошлый раз речь шла об японских бакэмоно, от "бакэру" - изменятся, превращаться и "моно" - предмет или существо. Этот термин можно приблизительно перевести как "оборотень". Хотя термин бакэмоно более широкий, речь шла об оборотнях-животных, приобретающих такие способности с возрастом. В русском языке слово "оборотень" закрепилось за волкодлаками, хотя может употреблятся и более широко.

Царевна-Лебедь явно не является древним лебедем, умеющим оборачиватся девушкой. Не является она оборотнем и в европейском смысле, девушкой, соединяющей в себе человеческую и птичью природу.

Это легко доказать. Посмотрите сюда /* показывает указкой на доску, где появляются слова: "...вот идет молва правдива: За морем царевна есть, что не можно глаз отвесть..." */. Как вы помните, по сюжету князь Гвидон пытается заманить отца к себе на остров, а родственники его матери отговаривают царя, рассказывая ему о различных заморских диковинках.
В качестве последнего средства используется рассказ о заморской царевне-волшебнице, слава которой достигла уже самых отдаленных уголков. По сути, не знать о ней имеет право только Гвидон - он, как известно, вырос в бочке.

Так вот, никто не называет её лебедем, никто не говорит, что она когда-то была лебедем, и ни один рассказчик не упоминает о том, что она - женщина-лебедь. Иначе бабка Бабариха вряд ли бы опустила такую сочную и небывалую подробность. Таким образом, лебедь не является второй или даже первой природой Царевны, хотя она, безусловно, может им оборачиваться. Но назвать её оборотнем, а тем более "обычным" оборотнем, оборотнем в узком смысле этого слова, нельзя /* тычет указкой в аудиторию */. Выскажу мысль, что на самом деле Лебедь - это имя царевны, а не её видовая принадлежность.

Так кто такая эта Царевна-Лебедь? /*кладет указку */ Исследователями русского фольклора высказана теория, что она - берегиня. По одним сведениям, это что-то вроде русалки, или духа берега - вспомните, все встречи с Царевной происходят на берегу. По другим - дух облака. Не стоит забывать, что раз "витязи морские" - её "братья родные", то она, скорей всего, дочь Морского Царя. Что подтверждает теорию о русалке.

По моей версии, как уже должны были понять самые внимательные из вас, Царевна-лебедь - волшебница, и не смертная, а одна из Изначальных. Концепция Изначальных во многом совпадает с концепцией эльфов у Толкиена. Из других источников (их список я дам после лекции (шучу)) вы можете узнать, что, по мнению ряда экспертов, Изначальные - это дети Каина, пережившие потоп. О дальнейшем можете узнать из "Харри Поттера" /* делает брезгливое лицо */.

С чего же начинается знакомство Гвидона и Лебеди? Гвидон видит схватку лебедя и коршуна, причем лебедь проигрывает. Я выскажу теорию, что здесь мы видим финальную стадию магического поединка, как она, например, описана у Спрэга ДеКампа и других авторов. Противники уже израсходовали всю свою магическую силу и продолжают бой, обратившись к физической силе своих forma animalis. Что, подчеркиваю, не делает магов оборотнями. И так, коршун побеждает. Но тут неожиданно вмешивается наш герой, всаживая в него стрелу. Уставший, ведь, как известно, магические поединки могут длиться несколько дней, колдун пропускает этот неожиданный удар и идет ко дну.

/* на доске появляются слова: "Ты не коршуна убил - чародея погубил" */ В благодарность Лебедь решает служить нашему герою всю его оставшуюся жизнь, что по меркам бессмертных Изначальных, не так уж и долго. Но, и это подтверждает теорию магического поединка, вначале она не то чтобы свой истинный облик вернуть, она еды своему спасителю приготовить не может.

На второй день происходит первое чудо - на острове появляется город. Оцените параметры необходимой для этого силы! Но возможно, это было не так трудно, как кажется. Достаточно понять, что город был на острове с самого начала, да и сам остров был гораздо больше, чем казался. Возможно и то, что Лебедь появилась там не случайно. Этот остров вполне может быть тем самым "заморским царством", или, по-крайней мере, его частью. Как известно, Изначальные издревле умели прятать свои поселения от любопытных взглядов простых смертных. В таком случае, за первую ночь Лебедь всего лишь сделала город видимым. Правда, чтобы не травмировать психику Гвидона с матерью, город и его жители были стилизованы под "аля русс", с боярами и куполами церквей. Что было даже проще, чем иллюзии, делающих его полностью невидимым. /*на доске появляется надпись: "видят холм в широком поле, море синее кругом, дуб зеленный над холмом" */ Кстати, обратите внимание на образ холма - какая параллель с кельтско-английскими преданиями!

Второе чудо, белочка с золотыми орехами, тоже потребовало всего лишь иллюзий. Мало кто сравнится с Изначальными в умении придавать любой требухе вид золота, на которое так падки смертные. И, в любом случае, по тексту это золото использовалось для внутреннего обращения... вернее, для его имитации.

С третим чудом были сложности, но ради сестры 33 богатыри времено поменяли маршрут патрулирования.

А вот финальное... В добровольно принятой на себя роли волшебного помощника, Лебедь обязана была доставить Гвидону ту женщину, которую он попросит, и проявить при этом не больше чувств, чем Серый Волк или Конёк-Горбунок (то, что творилось в её душе, оставим за скобками). Но он попросил у неё её же, царевну! Она обязана была отдать себя ему, но это кардинальным образом изменило бы характер их отношений, о чем она его честно предупредила.

Тут и сказке конец. А теперь - слайды! /* нажимает кнопки на пульте */

(появляются слайды, иллюстарции из детской книжки)

(первый слайд): Роскошный четырехкрылый лебедь с золотой короной на голове.

(второй слайд): Плывущая по воде сказочная птица с четырьмя огромными мощными крыльями, поднятыми вверх, и женской головой в высокой короне на птичей шее. Камера успевает захватить кусок неба, где происходит что-то апокалиптическое - радуга, солнце, кометы и лунное затмение одновременно.

(третий слайд): Прекрасная девушка, одетая как царица, из-за спины торчат четыре белоснежных крыла.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments