Григорий (gest) wrote,
Григорий
gest

Category:

Патриоты и негодяи: переводы с русского, триалектическая логика и Лефевр

(...)

Итак, у нас есть три предполагаемых смысла фразы "патриотизм - последнее прибежище негодяя". Смысловое ударение последовательно делается на каждое из трёх слов (слово "последнее" используется в качестве уточнения, его даже можно отбросить).

1. Нормальная трактовка делает упор на слове "негодяй". Кто такие негодяи? Это люди, всегда готовые спекулировать на патриотизме, прикрываться им и использовать его в своих негодяйских целях. Мы здесь говорим о негодяях и их тактике. В этом смысле, "последнее прибежище" близко к "последнему оправданию" припёртого к стенке негодяя: "Ах ты сволочь!" - "Я не сволочь, я патриот, я действовал на благо своей Родины!" Мнение Джонсона: это сволочи.

Отсюда знаменитая поправка Бирса: "В знаменитом словаре д-ра Джонсона патриотизм определяется как последнее прибежище негодяя. Мы берем на себя смелость назвать это прибежище первым". Извините, доктор Джонсон, но они этим не заканчивают, они с этого начинают!

Но надо понимать, что нехорошие люди прикидываются патриотами именно потому, что хотят вызвать у людей симпатию, то есть патриотизм - это нечто хорошее. В этот суть "тактики негодяя". Отмазка вида "я не сволочь, я фашист", вряд ли сработает.

О, говоря о фашистах. Закон Годвина, и связанное с ним Reductio ad Hitlerum ("доведение до Гитлера"/"доказательство от Гитлера"): "В любом сетевом споре рано или поздно прозвучит сравнение с Гитлером или с нацизмом".

По традиции, сторона, которая первая до этого опустилась, считается проигравшей, и спор на этом заканчивается. Таким образом, следствие из закона Годвина гарантирует, что любой сетевой спор рано или поздно сведётся к Гитлеру и исчерпает себя.

В духе афоризма Джонсона, следствие из закона Годвина можно переформулировать следующим образом: "уподобление Гитлеру и ссылки на нацизм - последнее прибежище стороны, проигрывающей спор". Заметим, это вовсе не значит, что все, кто ссылается на практику и идеологию нацизма неправы, или что такая аргументация неверна по определению. Есть много случаев, когда ссылка на Гитлера уместна (особенно в том случае, когда обсуждают, кхм, Гитлера).
Но при этом, сторона, проигрывающая спор, обязательно использует подобную аргументацию и постарается свести всё к Гитлеру. Именно потому, что им это кажется безошибочным ходом, ведь все нормальные люди готовы согласиться с тем, что Гитлер - это плохо. ("Гитлер - плохо", "патриотизм - хорошо", и т.д..) Такие вещи нужно распознавать и не поддаваться на "негодяйскую тактику".

2. "Патриотическая трактовка" делает упор на слове "прибежище". "Английское слово "refuge" (прибежище, пристанище) имеет ряд значений, пропадающих при переводе на русский язык, а именно: спасение, утешение. То есть не просто прибежище, а спасительное прибежище". "Прибежище" - это то, что в игре "Монополия" называется Get Out of Jail Free card, карта "Выход из тюрьмы". Игрок, попавший на игровом поле в тюрьму, может использовать эту карту, чтобы бесплатно покинуть казённый дом.

Ещё раз, что такое прибежище? Вот, допустим, ты негодяй. И это, вроде как, нехорошо. Но ты всегда можешь обратиться к патриотизму: "Вот в чем смысл фразы: не все пропало даже у самого пропащего человека, отвергнутого друзьями и обществом, если в его душе сохраняется чувство Родины, в ней его последняя надежда и спасение". "Последнее прибежище" - это самое эффективное прибежище, та карта, которая работает всегда.

(Можно с иронией заметить, что образ мышления "патриотов", отстаивающих данную версию, весьма напоминает образ мышления "негодяев" из общепринятой трактовки. Но об этом я ещё скажу.)

3. "Либеральная" трактовка ставит во главе угла "патриотизм". Что такое патриотизм? Идеология негодяев. Тут всё банально. Плохое = плохое. "Только последний подонок может ударить женщину", "только капиталисты могли придумать МакДональдс".  "Дуб - дерево. Олень - животное. Воробей - птица. Россия - наше отечество. Смерть неизбежна".

"Последнее прибежище", в данном случае, очевидно обозначает степень морального падения. Ну там, знаете, как "педофилия - предпоследнее прибежище негодяя". Хотя нет, тут пишут: "здесь могли бы быть еще несколько строчек о том, почему педофилия лучше православия, но это отдельная, неподъемная и запретная тема", так что, как выяснилось, православие хуже педофилии. Последовательность получается примерно следующая - педофилия>православие>патриотизм. Например, если человек педофил, то его ещё пускают в приличные дома, но уже косятся. Если он опустился до православия, это уже диагноз, а уж если он ещё и патриот...

Итак, три варианта образуют красивый треугольник. Оттенки смыслов перетекают от одной вершины к другой, подчиняясь каким-то неизвестным нам закономерностям. (От Джонсона к "либералам" - от "патриотизм плох у негодяев", до "патриотизм плох всегда"; от "либералов" к "патриотам" - "если патриотизм, это негодяйство, то лучше уж быть негодяем и патриотом!" Оттуда, видимо, обратно к Джонсону - "эти сволочи создают патриотизму дурную репутацию...")

----------------------------
Меня привлекло то, что первые две версии можно разложить по этическим системам Лефевра. Третью нельзя, по вышеупомянутым причинам: утверждения вида "хорошее - это хорошее" и "плохое - это плохое" верны для всех этических систем, независимо от того, что мы имеем в виду.

Итак, у нас есть негодяй - это, очевидно, человек, который делает что-то нехорошее, поэтому-то мы и считаем его негодяем. Негодяй - это минус.
И есть патриотизм, который Джон, как и "патриоты", считают чем-то хорошим. То есть патриотизм - это плюс.

Первая этическая система считает, что цель не оправдывает средства, плюс и минус дают в итоге минус (напоминаю, что Лефевр описывал свою этическую концепцию при помощи формул и особой алгебры). Вторая этическая система, наоборот, считает, что плюс и минус дают плюс, цель оправдывает средства - не дёготь портит мёд, но мёд делает дёготь сладким.

Первая, общепринятая трактовка афоризма описывает реальность Первой этической системы. Нехорошие люди - люди, которые делают что-то плохое - прикрываются любовью к Родине, и это плохо; эти люди плохие.

"Патриотическая" трактовка имеет смысл в реальности Второй этической системы - "он негодяй, но он патриот!" Человек, который делает что-то плохое, но при этом любит свою Родину, не такой уж и плохой. Соединение плюса и минуса дало плюс.

Опять же, у меня сложилось впечатление, что Джонсон был ближе к первой позиции. Вот что он писал об Эдмунде Бёрке, которого, мягко говоря, недолюбливал:
"In private life he is a very honest gentleman; but I will not allow him to be so in publick life. People may be honest, though they are doing wrong; that is between their Maker and them. But we, who are suffering by their pernicious conduct, are to destroy them. We are sure that [Burke] acts from interest. We know what his genuine principles were. They who allow their passions to confound the distinctions between right and wrong, are criminal. They may be convinced; but they have not come honestly by their conviction."

Тот, кто не способен различать добро и зло - преступник, даже если он творит зло из идейных соображений, и при этом считает, что делает нечто хорошее. Убеждения - это личное дело каждого; но сама по себе вера в свою правоту ещё никого не сделал честным, и т.д. Так что, мне кажется, Джонсон не понял бы, почему патриотизм должен делать негодяя лучше, если он негодяй. Он, как я понял, был человеком весьма консервативных убеждений.

[Тут, конечно, можно было бы написать ещё тонны текста с разъяснением разных тонкостей. Например, раз уж у Лефевра речь идёт об алгебре, то смысл любого уравнения можно поменять, поставив его в скобки и перемножив на плюс или минус.
Или можно начать углубляться в особенности политической атмосферы того времени, и в то, как мы можем с учётом этого истолковать позицию Джонсона...
Но не буду, не буду.]
----------------------------
Tags: Лефевр, этика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment