Григорий (gest) wrote,
Григорий
gest

Category:

Фильм о Роберте

Да, я пересмотрел "Его звали Роберт", и, чтобы закрыть тему, ещё и заполировал его "Формулой радуги". Лучше moskovitza не скажешь, конечно ("Десятка фильмов про искусственный интеллект").

["Формула радуги" - это антифильм Юнгвальда-Хилькевича, который настолько плох, что вызывает нервный смех. Но да, действительно, Федорцов в роли робота Яши жутко напоминает Шварцнеггера. Кажется, оба фильма есть на Ютубе]

Но я хотел сказать о фильме "Его звали Роберт". Вернее, не совсем так; я хотел сказать о том, с каких точек зрения я его смотрел.

...Во-первых, о фильме мне напомнил старый постинг pavell'а. Итак, "Его звали Роберт", как очередной носитель кода советской цивилизации. Мы знаем, чем всё кончилось; мы можем позволить себе увидеть в самом невинном фильме предсказание или приговор, пусть даже создатели не задумывались ни о чём подобном.

Интересно, что pavell пишет: "Советский Союз, как послушный робот Роберт (из фильма «Его звали Роберт») разобрал себя на шестеренки". Я смутно помнил, что фильм кончается тем, что Роберт садиться в какую-то камеру и отправляется в полёт к Веге, для которого его и готовили. Но я вчера пересмотрел фильм и обнаружил, что там нет ни того, ни другого; в конце фильма создатель просто отбирает у робота человеческую одежду и говорит начальнику отдела: "Я ошибался: к Веге должен полететь человек". Роберт не разбирает себя, и Роберт никуда не летит. Не это ли самое верное свидетельство того, насколько это непростой фильм?

...Во-вторых, то, о чём пытался говорить vasilisk_, разница между советскими поколениями. Стриженов в роли создателя робота - жесткий, холодный человек. Стриженов-робот - мягок, открыт, уязвим. Можно предположить, что психологическая разница между ними - лет двадцать, как раз, чтобы застать или не застать войну в сознательном возрасте. Или же Роберт должен символизировать человека будущего...?

[Кстати, в антифильме "Формула радуги" всё наоборот, создатель представляет шестидесятые, а его двойник-робот застрял в начале пятидесятых - ходит в костюме, разговаривает лозунгами.]

...Ещё одна призма, через которую я воспринял фильм - старый текст Переслегина о компьютерных играх. Переслегин десятилетней дальности рассуждает об умозрительных играх, делающих упор на идейное содержание, стилистику и ностальгию по иным временам. А откуда ещё черпать подобное, как не в советских фильмах? Я представил себе игру, о которой мечтал тогдашний Переслегин, но по мотивам фильма "Его звали Роберт".

"Игровые Оболочки.

Это, на мой взгляд, - направление главного удара: та инновация, которая должна стать визитной карточкой новой корпорации. Идея "игровой оболочки" состоит в том, что прежде всего строится самосогласованный и развивающийся мир, в котором можно жить (работать, развлекаться, путешествовать без определенной цели, покупать дома, создавать семьи и выращивать детей - а ля SIMS), а затем к этой оболочке "пристегиваются" самые разные игры - аркады, квесты, РПГ, симуляторы, стратегии и т.п., причем все они участвуют в формировании и дальнейшем развитии исходного мира...
Сложность задачи очевидна, но очевиден и возможный коммерческий эффект - речь идет об интегрировании игр, подобно тому, как Windows-95 интегрировали Приложения. Заметим в этой связи, что "игровая оболочка" может быть эмулятором операционной системы - иначе говоря, пользователь сможет работать в Word или Exel, не вылезая из полюбившегося ему мира "Золотых шестидесятых"."

(За вычетом молочных рек и кисельных берегов, Переслегин рассуждает о гибриде ММОРПГ и Microsoft Bob.)

"На сегодняшний день могут быть построены следующие игровые оболочки...

Золотые шестидесятые.

Эпоха последнего крупного прорыва человечества в Будущее - и, одновременно, время разгара "холодной войны". Расцвет рок-н-ролла и классической научной фантастики - интереснейшая ностальгическая оболочка для целого ряда игр. Возможно, самый коммерческий из проектов "оболочек"... (дальше перечисляются варианты возможных игр - Г.Н.)

Психологические игры.

1. "Найди чужого".

Довольно простой квест. Имеется ограниченная группа людей - скажем группа колледжа, лаборатория, экспедиционная группа. У одного человека из группы (он и является героем игры) возникает подозрение (или уверенность) что один или несколько его товарищей - не человек, но прогрессор гуманоидной земноподобной цивилизации. Необходимо за ограниченное время выяснить кто это, пользуясь только косвенными данными и, прежде всего, содержащимся в компьютерной памяти (на магнитофоне) записями высказываний всех членов группы. Есть, разумеется, компьютер, позволяющий быстро проводить статистический анализ. Игра должна быть стилизована под фантастику 60-х годов, быть многовариантной и иметь парадоксальный конец".

Завязка фильма "Его звали Роберт": СССР готовится запустить зонд к иной звезде. С зондом собираются послать робота-исследователя, который, на случай Контакта, должен наиболее полно представлять своих создателей и их цивилизацию. В своей лаборатории выдающийся учёный Сергей Сергеевич Кукин создаёт андроида со способностью к самообучению, "биохимическую модель человека" по своему образу и подобию... По-моему, из этого вышла бы отличная игра в духе вышеупомянутого.

...Наконец, я не зря вчера упомянул о Джеймсе Бонде. Я недавно набрёл на блог американца, который учит русский язык и пытается смотреть советское кино. Я попробовал взглянуть на фильм "Его звали Роберт" глазами иностранца, для которого это не просто история, но ещё и окно в чужой и незнакомый мир. Все эти удивительные бытовые подробности - бдительные дружинники с повязками на руках, сотрудник ведомственной лаборатории, который, помахивая красными "корочками", отдаёт приказы дружинникам... по улице шеренгой идут взявшиеся за руки девушки в светлых платьях, а за ними такой же шеренгой идут юноши в одинаковых костюмах... Такой взгляд подобен взгляду шпиона - можно узнать, зачем советскому человеку паспорт, и что нужно сделать Бонду, чтобы вселиться в советскую гостинницу. С другой стороны, и сам Роберт уподобляется шпиону, ведь создатель приказал ему внедриться в человеческое общество; как для обучения, так и в качестве своеобразного теста Тьюринга.

Вот, пожалуй, и всё о том, как я смотрел фильм о Роберте. Это хороший фильм; я получил удовольствие, я смеялся над шутками, я думал. 
Tags: фильм
Subscribe

  • Шурик Ван Дамм

    А теперь немного о совсем другом. На днях в чат форума альтернативной истории кидали фотку Жан-Клода Ван Дамма в детстве, со словами, что он похож на…

  • Всё ещё про советскую "Дюну", оставшееся за кадром.

    К предыдущему. Вообще-то, я хотел уже другую тему начать, но там было кое-что ещё. Феликс хотел, чтобы я выложил картинки из другой нашей сессии,…

  • "Дюна", если бы её снимали в СССР

    После мрачного, как и обещал, весёлое. Все побежали, и я побежал. Ну, я ещё какое-то время назад побежал, но пока раскачивался, чтобы выложить, все…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments