Григорий (gest) wrote,
Григорий
gest

Category:

Руина, чти

Узнал - или вспомнил? - об этом стихотворении Державина.
Река времён в своём стремленьи
Уносит все дела людей
И топит в пропасти забвенья
Народы, царства и царей.
А если что и остаётся
Чрез звуки лиры и трубы,
То вечности жерлом пожрётся
И общей не уйдёт судьбы.

Загадочная фраза "руина чти", которую образуют первые буквы строк - это случайность или нет?
"Тут содержится акростих. Читая по вертикали первые буквы строк, получаем: 'Руина чти'. Что такое 'чти'? Возможно древняя форма родительного падежа существительного 'честь', то есть 'руина чести'. А может быть, недосказанное слово с вероятным продолжением (если бы поэт дописал стихотворение): что-нибудь вроде 'руина чтимая сердечно'. Нам никогда этого не узнать. Державин унес свою тайну в могилу".

В сети можно найти любые мнения. Случайное сочетание букв; законченный акростих; незаконченный акростих; неполучившийся акростих; стихотворение, которое Державин начал, как акростих, а затем решил переделать в длинную оду, но умер. Есть варианты на любой вкус.

[Мысль о перекличке стихотворения Державина и "Алексиады". Анна Комнина пишет: "Однако историческое повествование служит надежной защитой от потока времени и как бы сдерживает его неудержимое течение; оно вбирает в себя то, о чем сохранилась память, и не дает этому погибнуть в глубинах забвения", а Державин будто спорит с ней: "А если что и остаётся/ Чрез звуки лиры и трубы,/ То вечности жерлом пожрётся/ И общей не уйдёт судьбы".

Хорошая подборка размышлений и версий, также можно полюбоваться изображениями "Реки времени".

Ну и конечно, неизбежный Гаспаров с его AMOR STAT, и Омри Ронен, о Гаспарове и о Державине в том числе.]

И я подумал... что выбор той или другой версии больше говорит о нас самих - о нашей вселенной и о наших богах. Что правит всем? Замысел, слепой случай, вдохновение? Расскажу о том, как было дело в моём мире.
Эмоционально, мне ближе всего следующее: "А с другой стороны - почему бы не представить себе 73-летнего Державина, который написал на доске в столбик слово "руина" и пытается начать стихотворение с этих букв, и продолжить как получится?"

Но у меня доска была бы уже итогом размышлений и игры, своего рода "переписыванием набело". Поэту 73 года, он дряхлый старик, в его голове крутится слово "руина". Возможно, он так воспринимает себя - руина, всё, что осталось от человека, который был когда-то. И, чтобы занять мысли и скоротать время, он играется с этой "руиной". Руина - Р - по ассоциации вызывает "реку времени". Река времени - У - что может делать река? Утекает, уносит. И - союз. Река утекает - и, допустим, топит. Кого может топить река времени? Н - народы. А заодно царства. И царей, впридачу. А - опять же, союз. А что? А если? А что, если? А если что...?

Поэт более поздней эпохи на этом бы и остановился. Этих пяти строк достаточно. "А если что и остаётся" - обрывок фразы, или вопрос, неважно. Ответ содержится в акростихе. "А если что и остаётся" - то это руина, не более. Жалкие обломки, выброшенные на берег рекой времени, уже никак не связанные с былыми царями и народами. Поэтическая ассоциация развернулась из руины и свелась к ней.

Но Державин был человеком своего времени и обязан был довести стихотворение до правильной формы и какой-никакой морали - а если что и остаётся, то ему в своё время тоже приходит кирдык. "Тарам-пам-пам-па-ра-ра-рам". Поэт иной эпохи, повторюсь, не стал бы этого делать.

Как верно заметилаarishai, "но я вижу тут мораль [у тебя]! Новое искусство лучше "золотого века". Впрочем, для это морали я могу найти подтверждение где угодно".

Вот мир, который бы я выбрал.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments