Григорий (gest) wrote,
Григорий
gest

Category:

Кубик Переслегина, цитаты и начало разговора

Честно говоря, я давно хотел рассказать о т.н. "кубике Переслегина". Кубик выглядит примерно так:



(отсюда; в данном исполнении я называю его "говнокубик", ибо он уродлив)

Всё началось с того, что Переслегин придумал четыре базовых процесса социума, четыре вида операций с информацией:

"...всякая социосистема - хорошая, плохая; созданная людьми или эльфами, или существами с других звёзд; или, вообще, искусственно - должна, в обязательном порядке, поддерживать четыре базовые процесса.

Эти базовые процессы:

Познание. В зависимости от вашей онтологии вы можете понимать под познанием или получение новой информации (ну, если вы считаете, что человек это делает сам), или присвоение новой информации (если вы исходите из того, что создается информация Богом или всем сущим, Вселенной, а человек ее лишь распаковывает и присваивает себе). Во всяком случае, в результате познания социосистема овладевает новой информацией, которая ранее была ей недоступна и не могла конвертироваться в иные полезные ресурсы.

Второй процесс, это - обучение или, если хотите, образование - воспроизводство информации, которая раньше уже была распакована социосистемой. Чтобы каждое поколение не начинало всё с нуля.

Третий процесс - управление - придание информации адекватной для использования структуры. Иначе человеческое общество захлебнулось бы в информационных потоках, и не смогло бы организовать никакой внятной деятельности.

И, наконец, последний социосистемный процесс это - производство или конвертация информации в другие формы ресурсов.

Вот эти четыре базовых процесса - познание, образование, управление, производство - обязательны для любого общества. Не важно, кем оно создано. Не важно, где оно появилось. Не важно, какая у него история, в какой оно находится фазе развития. В любом “живом” обществе вы все эти четыре базовых процесса увидите. Некоторые из них, правда, могут быть редуцированы. Это отдельный интересный рассказ, которого мы, может быть, коснёмся, может быть, нет".

Затем он задумался о том, куда девать войну, ибо без войны никак.

"Но Реальность такова, что мы имеем дело не с социосистемой “вообще”, а с социосистемой, созданной людьми. А люди - это, как известно, крупные приматы, которых всегда было на Земле мало, и для которых ведущим эволюционным приспособлением был эгоизм...

У нарождающейся социосистемы возникла очень серьёзная внутренняя проблема, и мы не знаем сейчас, кто и когда её решил впервые. Но мы знаем, что решилась она созданием второго типа базовых деятельностей, а именно, деятельностей иллюзорных, когда человек якобы делает что-то, но не делает этого на самом деле. Деятельностей, в которых информационная составляющая заведомо превалировала над реальной. И я имею в виду вовсе не фантазии, даже не сновидения по Фрейду, хотя они сюда входят. Я имею в виду две фундаментальные формы, характерные для любого общества человеческого. Для нечеловеческого их может и не быть, а, вот, у людей они будут обязательно. Две очень похожие деятельности, хотя кажутся они принципиально разными, и даже, наверно, некоторых, даже изумит, что я их отождествляю с одной и той же схемой.

Это - культурная деятельность и военная.

Война - совершенно особый социальный институт, основная цель которого вовсе не борьба за ресурсы, как об этом принято говорить и думать. Задача войны абсолютно другая. На войне принципиально разрешено то, что запрещено законами социума. С этой точки зрения, война и культура сходятся в одной и той же точке, которая прекрасно известна. Эта точка называется карнавал. Война всегда носит карнавальный характер. Война - это короткий период, когда разрешено делать то, чего в другие периоды нельзя делать, в принципе, ни в какой ситуации. Именно поэтому война - это естественный спутник человеческой цивилизации. Я не утверждаю, что война всегда была и всегда будет. Вернее, я уверен, что всегда была. Насчёт “всегда будет” - это вопрос, потому что здесь все же есть два решения - война и культура. И насколько человек обязан жить в мире культуры, настолько он не обязан жить в мире войны. Но какой процент людей, даже сейчас, могут жить в мире культуры, сублимироваться через культуру? Ну, процента три-четыре от всего общества. Может быть, десять. Думают о себе так, наверно, все двадцать. Но, в любом случае, это явно меньше половины. Поэтому на ближайшее время такой способ социальной сублимации остаётся, и к этому нужно быть готовым.

Далее, сегодня мы любим комбинировать производство с управлением через создание особой фазовозависимой формы деятельности - это коммерческая деятельность. Ведь, на самом деле рынок - всего лишь механизм управления. Частью коммерческой деятельности - в некоторых случаях, весьма важной - является финансовая деятельность. И, наконец, соединяя производство с познанием, мы получаем такую великолепную вещь, как инновационную деятельность. И не даром все говорят, что нынешний мир - это мир инноваций.

Итак, четыре базовых, две иллюзорных деятельности и три ситуационные деятельности, вытекающие из базовых".

Но получившася схема вышла некрасивой и несимметричной, поэтому Переслегин решил достроить её до состояния 4х4 - четыре базовых процесса социосистемы и четыре "иллюзорных". Так у него получился кубик, а война стала одной из восьми вершин этого кубика.

Сергей Переслегин, "Новые карты будущего":

"Социосистема всегда и безусловно должна поддерживать четыре базовых процесса - причём все эти четыре процесса являются операциями с информацией.

Это :

(1) Процесс управления, то есть процесс упорядочения информации, придания ей соответствующей структуры, процесс распределения информации внутри социосистемы;
(2) Процесс познания - получение (или присвоение) новой, ранее неизвестной информации;
(3) Процесс обучения - воспроизводство ранее присвоенной информации;
(4) Процесс производства, то есть конвертация информации в иные формы ресурсов;

Двойственный, материально-информационный характер социосистемы проявляется в обязательности соответствия двух систем деятельностей. Рассмотренные выше социосистемные процессы относятся к базовой системе деятельностей: они объективны, протекают в материальном мире и сопровождаются изменением этого мира. Вместе они реализуют главное свойство социосистемы как экосистемы, обменивающейся с окружающим миром не только веществом и энергией, но и информацией.

Наряду с этим социосистема должна поддерживать четыре процесса, образующих иллюзорную (символьную, знаковую) систему деятельностей. (Термин "иллюзорный" используется здесь отнюдь не в негативном значении. Под "иллюзией" понимается нечто значимое, но не имеющее или не обязательно имеющее материальное воплощение. Информационные объекты иллюзорны, иллюзорны боги, иллюзорны сны, иллюзорны мечты, иллюзорно творчество (вместо того, чтобы путешествовать - реальное действие, человек читает о путешествиях - иллюзорное действие). В целом, мы понимаем здесь "иллюзию" как некий аналог индуистского покрывала Майи - как "реальное-в-нереальном".) Эти [иллюзорные] процессы субъективны, протекают во внематериальном мире и воздействуют на "объективную реальность" лишь опосредованно - через влияние на базовые процессы, "тенями" которых они являются. Взятые вместе, иллюзорные социосистемные процессы поддерживают стабильность социосистемы, обеспечивая социальность человеческого поведения.
К иллюзорным социосистемным процессам относятся:

(-1) Война и иные формы организованного насилия (иллюзорное управление социосистемными процессами через разрешение и поощрение во время войны табуированного в мирное время поведения - речь идёт о том, что с социосистемной точки зрения война носит карнавальный характер);
(-2) Экзистенциальные формы деятельности, вера (иллюзорное познание или познание иллюзии);
(-3) Оценивание и иные формы контроля (иллюзорное обучение);
(-4) Эстетизация пространства, искусство (иллюзорное производство или же производство иллюзий - знаков, символов и т.п.)".

Эта схема понравилась мне, как всё дурацкое, и я долго пытался в неё воткнуть. Забегая вперёд, результатом стала следующая трактова "кубика Переслегина" с точки зрения моих концепций:



(Да, я поменял местами две вершины, изменив логику вертикальных связей.)
Tags: Штука, кубик
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments