Григорий (gest) wrote,
Григорий
gest

Categories:

"Гроссмейстер" (1972)

Не знаю даже, к какой теме, может, что и к предыдущему :).В крайне косвенной форме, конечно - что такое хорошо, и что такое плохо, и какую мораль должна из этого вынести наша молодёжь.

А так - есть такой фильм, "Гроссмейстер", не очень известный, снятый на пике популярности шахмат, с участием настоящих советских гроссмейстеров, в том числе с Виктором Корчным в роли самого себя. Он, как известно, вскоре отказался возвращаться в СССР, и фильм положили на полку. Я случайно увидел рекламу этого фильма по телевизору, заинтересовался и посмотрел. (Такое чувство, будто ряд фраз из фильма изначально готовился под трейлер: "шахматы перестали быть просто игрой", "всё зависит от одного хода, всё - победа, моя судьба, престиж страны". Уж не знаю, существовали ли в СССР трейлеры выходящих фильмов.)

Молодого мастера, восходящую звезду советских шахмат, играет Андрей Мягков, актёр с говорящей фамилией. Персонаж типично "мягковский" - помешанный на шахматах интеллигент, непрактичный и замкнутый на грани аутизма. Любовная тема в фильме выродилась в треугольник - она любит его, он любит шахматы.

Забавно, что это была попытка снять настоящий спортивный фильм, хоть и про шахматы. Неудачник, который когда-то подавал надежды; перелом в судьбе; вечный вопрос, "не лузер ли я?"; победа в решающей схватке на последних секундах. Собственно, фильм позволяет понять, насколько масштабным явлением шахматы были в те годы, насколько крупным событием был матч на высоком уровне. 

Что ещё? Действие фильма происходит в условной советской реальности, и тянет сказать, что из этого фильма об СССР нельзя узнать ничего (хотя нет, можно - как выглядит флаг, и как звучит гимн). В общем-то, вполне может быть, что в показанном мире всё-таки построили коммунизм в одной отдельно взятой стране, и происходящее является такой своеобразной прелюдией к Полдню (я люблю подобным образом играть со своим восприятием советских фильмов). Как бы то ни было - мягкий, увлечённый, бесспорно талантливый герой, условный и не до конца понятный ему и нам мир, а также Вечная Игра. Я решил нарезать из этого своеобразный триптих.

Итак, герой - профессиональный шахматист, мастер спорта по шахматам без особых перспектив. Красота игры интересует его больше, чем победы и спортивная карьера. Он способен задуматься посреди игры над идеальным ходом и бездарно проиграть партию, забыв о часах. Он не хочет драться, не хочет отвоёвывать себе место под солнцем когтями и зубами, он (страшное слово для советского человека) неудачник, лузер. В этот непростой период своей жизни герой случайно встречает своего старого Учителя (там-та-ра-рам, звучит тема Стругацких).



"Я не люблю, когда друг друга дубасят", - говорит герой.
"Шахматы перестали быть просто игрой. Почему? Потому что они маленькая модель жизни. Да-да, жизни, с её взлётами и падениями, борьбой. По-твоему, это противоестественно? Но с этим ничего не поделаешь. Истина добывается с кровью... За всё стоящее надо драться - за победу, за истину, за женщину. Другого не дано".

Учитель - настоящий советский человек. С точки зрения советской фантастики, он находится где-то на полпути между пролетарской революцией и коммунистическим преобразованием Ойкумены, в нём слишком сильно эхо эры железа и крови. Жизнь для него борьба, борьба, борьба до последнего (оценили спортивную нарезку в конце?). Шахматы - больше чем игра, потому что это одна из сфер, в которой соревнуются две антагонистичные системы.
Ну да, с точки зрения советской реальности, разница между Учителем и героем Мягкова в том, что первый ещё застал Войну во взрослом возрасте, а второй уже нет.

"Сначала будут говорить талантливый неудачник, талантливый неудачник, затем - просто неудачник. Точнее и короче. Нет, не надо мне ваших сочувствий". Итак, герой решает переломить себя и начать бороться. Но в данном случае, бороться - это значит прогнуться под изменчивый мир. Наступить на горло своей шахматной музе, начать играть на результат, выполнять указания "старших по званию", делать всё, чтобы пробиться в сборную. Второй ролик именно об этом - о принятом решении, и о достигнутом успехе, несмотря на все подколки коллег по ремеслу. Герою даже удаётся заслужить уважение школьного товарища, который по советским меркам является сверхуспешным человеком - он работает переводчиком в сфере внешней торговли.



"Важен был результат. Ничья, которая делала человека гроссмейстером".
"Да ладно, будет у меня ещё такая позиция. В следующем же турнире".
"А в следующем турнире результат будет ещё более важен".
"Не-не. Я вижу по его лицу, что он теперь будет играть для души. Верно, Сергей?"
"Всё верно. Только душа моя хочет попасть в сборную".
"Такую песенку слыхали. Вон наберу и тогда..., вот попаду и тогда... Набирают, попадают, а своя игра потеряна".

Герой делится с другом секретом успеха:

"Ну рассказывай, как тебе удалось?"
"Чуть больше воли, больше трезвости, чуть меньше откровенности и много меньше самосожжения".
"Всё правильно".
"А может, и неправильно. Играю скучновато".

Товарищ героя долго и подобострастно раскланивается с каким-то иностранцем.

"Кто это?"
"Шеф одной венской фирмы, с которой мы имеем дело, большой жох".
"В самом деле?"
"Тут ушами хлопать не рекомендуется, тут надо... эх, Серёга, вот я потому и ценю твои шахматы, что в них есть настоящая конкуренция".
"Ну, конкуренция везде есть..."
"Э, не скажи. Возьми там живопись, музыку, даже литературу. Не определишь, кто победил, правда? А у тебя всё ясно: шах и мат. Так что, держись ты за свои фигурки!"

Наступает время главного матча. Всё решает исход одной партии. У соперника белые. Капитан сборной даёт установку - сушить игру, играть на ничейный результат, ни в коем случае не рисковать, а уже в следующей партии, получив право первого хода, резко навалиться. Герой клянётся, что именно так и поступит - ведь на кону престиж страны.

Финал партии:



И вот тут герой решил похерить все свои новые принципы и сыграть красиво. Оказалось, что на самом-то деле ему плевать и на карьеру, и на престиж страны, и на указания старших товарищей. Он играет для себя, играет так, как ему самому нравится. Его цель не заработать пол-очка, а найти тот самый, "золотой", идеальный ход. Ну и да - неизбежный триумф на последних секундах. (Отметьте особенность этого фильма, противник полностью отсутствует. Принципиальный выбор героя - это только выбор героя, вся борьба происходит внутри, соперник только зритель. Для спортивного жанра это нетипично.)

И чему же этот фильм учит нашу молодёжь, так сказать? :). Индивидуализм - это хорошо? Твои желания всё равно важнее всех внешних обстоятельств? Или что? Я не уверен, что сами создатели фильма знали, что они именно они хотели этим сказать. Но это и неважно, наверное :). 
Tags: фильм
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments