Григорий (gest) wrote,
Григорий
gest

Categories:

О вкладе разных цивилизаций в настольные игры

Знаете, я иногда начинаю в ЖЖ какой-нибудь разговор, а потом обрываю его на полуслове (на полупостинге, скажем так). И что значит "иногда"? Я это постоянно делаю.

Я, кстати, не очень помню, зачем я написал этот постинг. То есть нет, я помню, о чём я думал, и помню, в каком контексте он может пригодится. Но всё-таки, это как-то неосмысленно.

Если уж довести мысль до конца, то она будет звучать так.

В Индии изобрели шахматы, как таковые - и идею шахмат для нескольких участников.

Китай дал миру шахматных вариантов уникальную фигуру, "пушку".

Япония - "правило сёги", когда захваченная фигура уходит в резерв и становится собственностью съевшего её игрока, давая ему право любым следующим ходом поставить её обратно на доску, уже в качестве собственной фигуры. В европейских шахматных вариантах это правило называется Crazyhouse, но пришёл он именно из сёги, японских шахмат.

Европа стала родиной "суперслона" (слон, который ходит по диагонали на любую дистанцию; изначальный слон прыгал на две клетки по диагонали) и "суперферзя" (слон + ладья; изначальный ферзь ходил на одну клетку по диагонали). Если брать шире, Европа породила сама концепцию шахматных вариантов с суперфигурами и составными фигурами - отсюда всевозможные "райдеры"*, "канцлеры"/"маршалы" (ладья + конь), "архиепископы"/"кардиналы" (слон + конь), "магараджи"/"амазонки" (ферзь + конь).

Россия в этом плане может гордится "столбовыми шашками", где появился принцип башен (взятая фигура становится частью башни). Столбовые шашки породили "Ласку", игру, которую пропагандировал шахматный чемпион Ласкер. Талантливый игродел Кристиан Фрилинг обвинил русские столбовые шашки и ласкеровскую ласку в неиграбельности, но не удержался от соблазна и создал свою башенную игру - Emergo. По-моему, получилось круто.

Как бы то ни было, именно поэтому в "русских шахматах" - таврелях - используется очередная версия башен. Этот принцип совершенно точно является нашим, уникальным, русским; это и есть то, чем мы обогатили мир абстрактных стратегических игр. Тут уж ничего не поделаешь, от своего достояния не отказываются.

----------------------------------------
*Райдер (rider) - тип шахматных фигур. Согласно одной классификации, все традиционные шахматные фигуры делятся на прыгунов (leapers) и скользящих (sliders). Но можно сказать иначе - фигуры могут быть прыгунами, способными совершить одно единственное движение-прыжок (конь, король, пешка), или они способны двигаться в избранном направлении, пока не упрутся в свою или вражескую фигуру (слон, ладья, ферзь). Последние и называются райдерами. Таким образом, можно сказать, что король - это прыгун, способный прыгнуть на любую из соседних восьми клеток, а ферзь - это король-райдер. Он выбирает одно из восьми доступных ему направлений и прыгает с клетки на клетку, пока не остановится. Соответственно, ладья - это райдер-версия фигуры, способной прыгать на одну клетку по горизонтали или вертикали (у неё есть своё название, я его не помню); вообще, все слайдеры-скользящие оказываются частным случаем райдеров. Есть, например, такая популярная в шахматных вариантах фигура, как конь-райдер (knight-rider; но её по созвучию называют nightrider, "ночной всадник"). В одном шахматном варианте я увидел "единорога" (найтрайдер + слон). Представляете себе, что это такое? И ещё там был "лев" (пао + вао). Это и есть западная традиция шахматных вариантов, и её главный принцип - больше комбинаций, больше мощи.
Tags: шахматы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments