Григорий (gest) wrote,
Григорий
gest

Categories:

Разговор о "кубике Переслегина", ч.5 (Army-As-A-System)

Часть 1
Часть 2
Часть 3
Часть 4

С точки зрения AAAS...

Как я уже писал:

"Управление" = Принятие решений;
"Познание" = Сбор информации;
"Производство" = Обеспеспечение.

Я также говорил о том, что "Образование" является аналогом "Связи", так как отвечает за передачу информации (из прошлого) и создание единого информационного поля социостистемы, позволяя её элементам общаться друг с другом. [В конце концов, "Образование" начинается с того, что дети учатся говорить на своём родном языке.]

Можно ли обосновать полную изоморфность кубика и AAAS? Это весьма соблазнительно, потому что одна ось у нас уже есть:

Что сразу бросается глаза? Во-первых, ось Управление - Война, Война и Власть. Эта ось настолько "жёсткая", что в той или иной форме она проявляется почти во всех моих концепциях...
Например, в моём личном пантеоне эта ось соответствует отношениям между Императором и его старшим сыном, богом-войны...
...В моей личной системе символов эти два элемента играют крайне важную роль...

Ось "Управление" - "Война" идентична оси Управление - Атака. Это Огонь (...варвары, и далее по списку).

Ось "Познание" - "Трансценденция" можно уподобить оси Сбор информации - Проекция силы. Но тут уже появляется эффект смысловой рифмы - "сам факт подбора создаёт ассоциацию, которая влияет на наше восприятие подобранных понятий, искажает и создаёт новые оттенки смыслов". Если "Трансценденция" уподобляется Проекции силы, она становится чем-то большим, чем то или иное знание о богах. Впрочем, это логично. Гадание и толкование воли богов - это то же "Познание", получение новой информации. Да, это ненаучно; но социосистемы существуют тысячи лет, а научные методы познания были изобретены относительно недавно. Итак, "Трансценденция" - это такое знание, которое позволяет влиять на объект, находящийся за рамками социума, будь то боги, судьба или другие социосистемы.

Характерным примером будет раннесоветский взгляд на эти вещи, годов 20х-30х. Где-то так - у первого в мире государства рабочих и крестьян настолько мощная идеология, что если какая-нибудь буржуинская страна попробует на нас напасть, у неё в тылу сразу же произойдёт пролетарская революция. Это, собственно, и есть проекция силы на уровне социумов. В китайском варианте это звучало следующим образом: если праведный правитель правит территорией в сто ли, его влияние распространяется на тысячу ли.

Осталось ещё две оси. Кстати, это ещё одна причина, почему я поменял местами "Контроль" и "Эстетизацию": тогда аналогом пары Обеспечение - Защита становится ось "Производство" - "Контроль". Защита,  как мы помним, отвечает за "минимизацию рисков на поле боя с целью сохранения способности вести бой"; "Контроль" необходим социосистеме ровно по той же самой причине. Все эти правила, оценки и т.п. являются ничем иным, как способом минимизировать возможные риски.

Наконец, если "Образование" соответствует Связи, то "Эстетизации" досталось Движение. Ну да, как говорил Кроули, Вода - это не только движение, но и способность создавать образы. Понятно, что сама социосистема никуда не "движется" и двигаться не может - поэтому, согласно принципу "смысловой рифмы", я решил, что речь здесь идёт об искусстве запаковывать и транслировать смыслы. Именно эстетика и искусство позволяют социосистеме выйти "за рамки" собственного бытия, дают возможность передать свои смыслы даже тем, кто не связан с ней общей традицией.

Соответственно... Я писал:

На первый взгляд, Проекция силы вырасает из дальнобойности орудий, то есть входит в Атаку. Большинство американских трактовок понимают проекцию силы именно так - как возможность атаки на сверхдальней дистанции, за счёт превосходства технических средств. Но на этом она не кончается... Проекцию силы можно связать не только с Атакой, но и с Движением. Это логично, раз уж я связал Проекцию силы с Воздухом - по Кроули, Воздух - сын Огня и Воды. Чем быстрее мы перемещаемся, чем дальнобойнее и мощнее наше оружие, тем ярче выражена наша способность воздействовать на противника за счёт проекции силы.

Аналогично - проще всего считать идеологию, как способ влияние на противника, формой войны. И наоборот: Бог на стороне больших батальонов, у кого штыков больше, у того и учение убедительней. Но на самом деле, "Трансценденция" также связана с "Эстетизацией". Мощная эстетика позволяет нам транслировать собственные смыслы, что делает соседей уязвимыми к нашей идеологии (альтернатива arsenikum'а как раз об этом).

Но при всём при этом, подчёркиваю, "Трансценденция" существует сама по себе, как отдельная вершина переслегинского "кубика". Характерный пример неспособности уловить этот нюанс - знаменитый издевательский вопрос Сталина о том, "сколько дивизий у Папы Римского?". Выходит, Сталин не мог вообразить влияние, не связанное с военной силой, отделить Огонь от Воздуха, условно говоря; а между тем, хоть Папа Римский и слаб в военном отношении, идеология за ним стоит действительно мощная.

И второе. Для меня "Контроль" и "Эстетизация" относятся, как позиционная оборона и манёвр-уклонение. Допустим, на наш социум идёт информационное воздействие извне, которое мы считаем негативным. Мы можем минимизировать свои риски при помощи контроля, правил и прочих "таможенных пошлин"; или же мы можем попробовать перевести это воздействие на язык нашей эстетики и наших смыслов - а там, кто знает, может удастся перейти в наступление и начать экспортировать их вовне. Таким образом, социосистема с развитым "Образованием" и "Эстетизацией" является гибкой, она легко адаптируется к неблагоприятным внешним условиям; социосистема с развитым "Производством" и "Контролем" является богатой и мощной, и плевать она хотела на внешние условия! Но это уже мои личные субъективные ассоциации.

(продолжение следует?)
Tags: aaas, кубик
Subscribe

  • Клише и фетиши (Ален Роб-Грийе)

    Ненужное, но факт. В конце этого года я посмотрел всю фильмографию Алена Роб-Грийе, как режиссёра — только что досмотрев "Градиву" (2006). Начал, я,…

  • The Quick and the Dead, или о названиях

    Сергей Л-ский напомнил о таком фильме, как "Быстрый и мёртвый" 1995 года (The Quick and the Dead). Фильм... чем интересен этот фильм? Это вестерн.…

  • Biohazard 4D-Executer

    Biohazard 4D-Executer (2000) - первый японский компьютерный мультик по мотивам серии игр Resident Evil/Biohazard, ещё даже не полнометражный.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments