Григорий (gest) wrote,
Григорий
gest

Categories:

Визуальная стратегия Гоббса и "Левиафан"

О визуальном
Продолжая тему визуальных образов

Продолжим.

...Что касается главной работы Гоббса, трактата "Левиафан", то для неё он разработал не менее впечатляющую упаковку (кликабельно):



Под цитатой из книги Иова, "Нет на земле подобного ему", над страной нависает огромная, увенчанная короной человекообразная фигура. В одной руке она сжимает меч, в другой епископский посох, символы светской и духовной власти. Тело монстра состоит из множества маленьких человеческих фигурок, чьих лиц мы не видим - их взгляды обращены к Левиафану, который, в свою очередь смотрит на нас. Тысячи индивидуальностей порождают один Лик.

[Для сравнения - вот обложка рукописной версии "Левиафана", созданной в подарок королю. Здесь тело Левиафана состоит из голов, чьи лица повернуты к зрителю. По общему мнению, первый вариант всё-таки был сильнее.]

Дальше неизбежно вспоминается "кубик Переслегина". Слева у нас крепость на холме и корона, очевидный символ власти (вернее, океанийский символ власти :)). Справа - церковь и митра священника. Это продолжение темы меча и посоха: королевская власть и Святая Церковь, власть и вера. Дальше справа изображена пушка - "последний довод королей", то самое орудие центральной власти, которое позволило ей сокрушить замки непокорных баронов. Слева - молнии божественного гнева, если верить западным толкователем, они символизируют "отлучение от церкви", своего рода "тяжёлую артиллерию" организованной религии. Внизу справа темой является война, которую символизируют оружие и битва. Слева аналогом оружия являются инструменты философской дискуссии - трезубец силлогизма, рога дилеммы, вилки прямого и непрямого, духовного и временного, реального и преднамеренного (термины из схоластики), битву заменяет богословская дискуссия.

Таким образом, в терминах Переслегина у нас получается квадрат Управление - Трансценденция - Познание - Война. При этом, у Гоббса Война является производной от Управления, а Познание от Трансценденции. (У Переслегина, напоминаю, именно Познание является базовой операцией социосистемы, а Трансцендеция - иллюзорным аналогом Познания.) Аналогично описанному тут, верхнюю сторону квадрата, связывающую Управление и Трансцендецию, можно трактовать, как Власть вообще, Власть в высшем смысле слова; нижняя сторона, связывающая Войну и Познание, выражает тему Суда. (Битва, как суд, решающий, какая из сторон угодна Богу; и суд, как спор сторон, определяющих, что есть истина и что в большей степени соответствует Писанию).
Tags: кубик
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments