Григорий (gest) wrote,
Григорий
gest

Categories:

"Полководец"

Да, я упомянул повесть "Полководец" Тарасова. Автор специализируется на каком-то очередном управленческом шарлатанстве ("учись побеждать, стань лидером", etc.), но в данном случае это не имеет никакого значения. Повесть подкупает своим началом. 

Каталине, главному герою повести (будущему Полководцу) между делом сообщают, что он должен пойти и убить разбойника по имени Маленький Бог.
"Мать нашла Катилину в поле и сказала, что старый князь и старики зовут его и ждут.
Старый князь любил Катилину, как сына, и слова выбирал для него не спеша, как выбирают подарок:

  - Представь себе, Катилина, к нашему несчастью, страшный человек по имени Маленький Бог со своими людьми снова пришёл в наши края. Лет десять назад он ушёл отсюда, и мы думали - навсегда. Много слёз принёс он людям и давно заслужил смерть. Мы пробовали убить его, ты был тогда ещё ребёнком, но если бы это случилось, мы бы не вспоминали о нём. Мы посылали сильных людей, но он оказывался сильнее. Мы посылали хитрых людей, но он оказывался хитрее. И вот он снова здесь.
Старики говорят, что для него нужен другой человек. Совсем не такой, что были прежде. Что нужен человек добрый, спокойный и терпеливый. Только такой человек победит Маленького Бого. Потому, что не может быть вор и разбойник добрее, спокойнее и терпеливее!

Старики подтвердили слова старого князя - ведь это были их слова.
Князь обратил к Катилине тёплую улыбку и снова заговорил:

  - Мы знаем тебя с детства. Мы спрашивали твоих товарищей, на чьих глазах ты превращался в мужчину, и тех девушек, что ревностно следят за каждым движеньем твоим... Мы много знаем о тебе и говорим - вот тот, кто нам нужен! Вот человек добрый, спокойный и терпеливый!

Катилина отвёл глаза и молча ждал, когда потребуется ответ, в котором никто не сомневался.
Старик, сидевший справа от князя, прикоснулся рукой к сердцу и произнёс:

  - Мужчина должен найти себе хорошего врага и победить его. Это долг каждого мужчины. Долг, который делает наш народ гордым и сильным. Маленький Бог - хороший враг, и мы не сомневаемся в тебе!

Он помолчал и добавил:

  - А почему это - долг? Зачем нужно искать себе врага?

Катилина промолчал, уважая вопрос.

  - Потому, что если ты не найдёшь его, он найдёт тебя. Но это будет уже не твой враг, не тот, который тебе нужен. Никогда не борись с чужим врагом! Мужчина должен выбирать, а не быть избранным".

Это такой правильный, качественный Восток. Как позже скажет об этом сам Катилина, "мужчина не может оставить себе свою жизнь, а я - человек князя". Иди и убей, вот и всё. Нет возможности сказать князю "нет", такой вариант даже не рассматривается.

Ситуация развивается. Катилина отправляется в путь и попадает в плен к Маленькому Богу и его банде. ("Почему тебя называют Маленьким Богом?" - "Потому что я небольшого роста, вот и всё".) Попутно влюбляется в его дочку. Его держат в цепях, рядом с другой пленницей, Евой. Очевидно, банда подрабатывает работорговлей, и Маленький Бог хочет попробовать получить за Катилину выкуп у старого князя. Учитывая ситуацию, Катилина ведёт себя спокойно и миролюбиво. Дальше будет момент, который меня восхитил:
"Дорога ещё три дня поднимала их наверх. Лошади устали. На крутом подъёме им стало совсем трудно. Маленький Бог видел это, и Поло дважды плёткой подгонял пленников...
Выяснилось, что их преследовала, отставая всего на два дня, банда Чёрных Братьев - старых врагов Маленького Бога, и он не искал с ними встречи. Силы в этот раз были слишком неравны...

Наконец, узкая кривая дорога стала спускаться вниз. И опустилась в облако. Стена скалы была ещё немного видна темнотою своей, но пропасть, до краёв залитая молоком, ничем не отличалась от белой дороги. Повозка то тёрлась о скалу, как пёс, то шарахалась прочь от неё.

Маленький Бог появился сзади. Сказал:

  - Кто это ведёт лошадей так, что приведёт их на небо, а с ними вас и мои деньги!

Усмехнулся и поспешил обойти повозку по краю. Катилина, ухватив деревянную балку, перенёс задние колеса к самой пропасти, и Маленький Бог упал в мягкий туман...

Губы Евы что-то неслышно шептали, скрипели деревянные колёса. Ничего не изменилось вокруг. Только страх Евы и её дрожь, передавшаяся цепям, не давали Каталине усомниться в произошедшем".

Пять баллов за ликвидацию.

Да, дальше происходит следующее. Так или иначе, банда остаётся без руководства, дочь главаря хочет убить Катилину, или отпустить его, но, в общем, ей не хватает решимости, и из этого ничего не выходит. Он же пытается убедить её, что по-прежнему её любит, а что касается гибели её отца, то он просто выполнял свой долг. Звучит это откровенно неубедительно. Катилина решает, что если он сейчас уйдёт, он оставит разбойников в безнадёжной ситуации, и их смерть будет на его совести. Поэтому он решает помочь им победить Чёрных Братьев. (И через это растопить лёд в отношениях с дочерью Маленького Бога, конечно же.) Катилина заманивает вражескую банду в ловушку, оба Брата-главаря гибнут, их люди естественным образом вливаются в войско Катилины. Полководец одержал свою первую победу, теперь его власть неоспорима.

Основная сюжетная линия кончается тоже правильно:
"Вперёд выступила Джела.

  - Можешь меня наказать сразу, - сказала она громко, глядя Катилине прямо в глаза. - Я не буду слушаться слов Охотника, не надейся!
  - Где её цепи? Заковать её снова! - распорядился Катилина. - Здесь не будет места своеволию!"

Прямо как в книгах Нормана начала семидесятых! Снять с неё цепи, надеть на неё цепи, некоторым женщинам полезно побыть в цепях, и т.д.

Но вот эпилог... 

Выясняется, что Маленький Бог - это, на самом деле, просветлённый даос, достигший бессмертия, старый князь - его ученик, и вообще все вокруг его ученики. Всё происходящее было чем-то вроде теста-экзамена для Катилины, чтобы выяснить, обладает ли он качествами, необходимыми полководцу (а князю нужен полководец). Когда Каталина столкнул Маленького Бога в пропасть, тот не погиб - Маленького Бога не так-то просто убить. Более того, это не Каталина застал его врасплох, это Маленький Бог специально подставился, дав Каталине единственный шанс выполнить задание. В конце Маленький Бог говорит князю, что Каталина его не разочаровал. "Думаешь, что это тот человек, который поможет нам вернуть северные земли?" - "Я рад, что нам не придётся искать другого человека, который бы возглавил нашу армию, и другого мужа для моей дочери!"

(Ещё раз. Да, помимо всего прочего, Маленький Бог работал разбойником, типа того. Но он был разбойником-даосом, и рабынями они делали тех, кто так или иначе этого заслуживал, в общем, как обычно.)

И понятно, зачем это было нужно автору. Если бы герой на самом деле убил Маленького Бога, его будущее семейное счастье с дочерью покойного было бы поставлено под угрозу. А так, и овцы сыты, и волки целы. Даос улетел, но он обещал вернуться. Но не кажется ли вам, что это, в некотором смысле, снижает пафос? То есть, одно дело, убить человека, несмотря на то, что ты любишь его дочь, потому что князь приказал тебя это сделать, - и другое дело, убить того же человека, но потом узнать, что это было как бы понарошку, и что ты можешь спокойно взять его в жёны его дочь.  Как-то... не знаю.

В качестве бонуса к повести прилагаются т.н. "Максимы Катилины", то есть мысли, которые он сформулировал для себя в процессе выполнения задания, и которые потом, очевидно, помогали ему в ходе его полководческой карьеры.

Например, такая: "Начнешь с женщиной делаться властью, и у тебя окажется меньшая ее часть... И тогда тебе останется либо побить ее, либо прогнать, либо уж полностью ей подчиниться. Полководец не делится с женщиной и крохой власти".

Я бы сказал, что в этом нет ничего удивительного. Миры, в которых существует такая профессия - полководец - являются весьма отсталыми в социальном плане. Тут уж одно из двух, или полководцы, или права женщин.

Или вот, попытка автора закосить под Сунь-Цзы:
"Готовый к сраженью его не начинает.

Сражение – лишь проверка подготовки к нему.
Готовится полководец, готовится и его противник. Каждый взвешивает возможность победы и поражения. Каждый хочет, чтобы противник, увидев его мощь и искусство, признал свое поражение еще раньше самого сражения и уступил.
Если противник признает свое поражение раньше сражения, зачем тогда и сражение?! К чему его тогда начинать?!
Полководец считает себя только тогда вполне готовым к сражению, когда противник признает свое поражение до его начала.

Поэтому полководец, готовый к сражению, его не начинает".

Но моё любимое высказывание звучит следующим образом:
"Солдат лишь в том солдат, в чем его можно заменить другим.

Бывают воины, когда один стоит десяти. Каждый такой – единственный, и большая ценность. Гибель каждого – трагедия. Каждый такой – это целая армия.
Другое дело – солдаты. Они могут заменять друг друга. Один погиб – не трагедия: другой такой же встанет на его место. Важно, чтобы их хватило. Важно количество.
Если солдаты одинаковы, заменяемы, возможны подсчеты, расчеты и планы. Если солдаты не заменяемы, они уже и не солдаты.
Научить людей быть одинаковыми, заменяемыми, значит подготовить из них солдат.
Каждый человек – и воин, и солдат. Солдат в том, в чем его можно заменить другим.

Различить в каждом воине солдата, а в каждом солдате воина – вот искусство полководца".

Это стоит запомнить.
Tags: Восток
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments