Григорий (gest) wrote,
Григорий
gest

Categories:

Нытьё и Gess

Теперь, когда я хочу настроиться на нужную волну, я пытаюсь представить себе совершенного мудреца, стоящего на изукрашенной иероглифами спине черепахи-дракона.

Но не очень-то получается, да.

Надо писать постинги, потому что писать постинги нужно и интересно. Но надо ли набивать отрывочные фразы лишь для того, чтобы что-то сказать? Или давать ссылки, я ведь наоткрывал кучу вкладок, как обычно... (Напр.: эта реплика, а главное, комменты к ней напрямую связаны с нашими обсуждениями альтернативной истории и альтернатив в истории.)

Или шахматы...? Вам не надоели мои посты о шахматах? Я-то могу ещё об этом говорить и говорить. В конце концов, каждый качественный шахматный вариант является для меня чем-то (кроме шатры; впрочем, как я уже говорил, алтайская шатра является для меня чем-то, что я не понимаю).

Например, есть такая игра, как Gess (от go + chess), представляющая собой попытку воспроизвести шахматы с камнями и доской из го. Доска 19х19 точек превращается в доску 18х18 клеток, что позволяет разместить в одном ряду шесть "фигур". Фигура в Гесс - объект условный, фигура - это рамка три на три клетки, в которой находятся камни одного цвета, и которая может двигаться в соответствии с правилами игры. При этом, границы фигуры могуть выходить за пределы доски. Если у нас есть камень в углу, мы можем построить фигуру от этой единственной клетки, просто остальные восемь клеток тогда окажутся за пределами доски, и, следовательно, будут учитываться только условно.

Итак, любой выбранными нами квадрат 3х3 клетки, содержащий камни нашего цвета, может считаться принадлежащей нам фигурой. В течении хода мы обязательно должны сдвинуть одну из своих фигур, фигуры двигаются вместе с камнями, как единое целое. Свойства фигуры определяются строем камней в её границах. Если центральная клетка пустая, ход фигуры ограничен тремя клетками; если в центральной клетке есть камень, движение не ограничено. Камни на внешних восьми клетках указывают направление, в котором фигура может двигаться.

Таким образом, классическая ладья - это прямой крест из пяти камней (камень в центре, камни по четырём сторонам света);
Слон - те же пять камней, но в форме косого креста (один камень в центре, четыре по диагоналям);
Ферзь - девять камней, т.е. бесконечное движение по всем восьми направлениям;
Король - кольцо из восьми камней, движение на три клетки в любую сторону.

Одиночный камень тоже может двигаться в любом направлении на три клетки, так как мы всегда можем образовать вокруг него фигуру. (Но если мы проведём границы фигуры так, чтобы одиночный камень оказался в центре, у нас получится фигура с бесконечным движением, но не способная двинуться с места, так как у неё не будет камней, указывающих направление движения.)

Если границы фигуры в ходе движения накрывают свои или чужие камни, те снимаются с доски, и ход на этом заканчивается. Это аналог взятия в шахматах, с той лишь разницей, что можно есть и собственные камни. Подобным образом, если в ходе движения фигуры часть её клеток с камнями вышла за пределы доски, эти камни тоже снимаются.

Цель игры - уничтожить короля соперника. Проигрывает игрок, у которого не осталось кольца из восьми камней соответствующего цвета. Так как фигуры в игре виртуальны, в ходе игры вполне возможно собрать из имеющихся камней второе, запасное кольцо. Неважно, сколько групп камней может играть роль нашего короля; главное, чтобы у нас была хотя бы одна такая группа.

Здесь можно почитать правила (на английском), а здесь сыграть с самим собой в эту игру (сначала надо выбрать фигуру, ткнув на её центральную клетку, а затем двигать её в том или ином направлении, нажимая на соответствующий камень).

Чем для меня является эта игра, что именно она мне напоминает? Я бы сказал, что это война мемов, или информационных объектов по Переслегину. Фигуры виртуальны, но содержат в себе смыслы-камни; главное - правильно подобрать рамку ("как же перенести когнитивную рамку на это онтодействие?"). А чтобы победить, надо удержать своё кольцо и разрушить кольцо противника. Классика. Такие вот, когнитивные шахматы.

...И таких вот коротких зарисовок из мирах шахматных вариантов в моей голове ещё много. Нужно ли их публиковать? Наверное, это всё же лучше, чем ничего :).
Tags: когнитивщина, шахматы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments