Григорий (gest) wrote,
Григорий
gest

Categories:

Три фазы операции по Славе Макарову

Раз уж я завёл об этом речь. Когда-то я написал:

С точки зрения трёх стадий операции (по slavamakarov'у), [Светлая богиня] отвечает за первую фазу, проходящую под знаком доблести. Это момент, когда диверсионные группы проникают на вражескую территорию, перерезают провода, уничтожают связь и захватывают мосты. Авианалёт застаёт вражеские самолёты на аэродроме, вражеские корабли тонут в гавани. Наступление стремительно развивается, сопротивление врагов неэффективно. Кажется, удача сопутствует только одной стороне, именно там появляются первые герои. Результаты, достигнутые в этот момент, определят дальнейший ход компании.

Эльфу-стратегу пришло бы в голову сравнение с весной. Можно также говорить об утренней заре, рассвете и восходящем солнце...


Таким образом, образовалась досадная лакуна. Сейчас я её заполню. Остальные две фазы проходят под знаком упорства и знаком смерти соответственно.

Вторая фаза операции - когда обе стороны ведут упорную борьбу, и ни одной не удаётся взять верх. Это самая затратная фаза - война пожирает ресурсы и людей, а победа далека, как никогда. Этой стадии покровительствует сам бог войны, он собирает щедрую дань с обеих сторон конфликта и забирает в Вальгаллу павших героев.

Третья фаза операции связана со смертью и с завершением. Маленькие "смерти" отмечают конец каждой фазы; под знаком смерти проходит завершение всей операции. Самый простой образ, связанный с этой идеей - генеральное сражение, битва основных сил, решающая, кому достанется победа. Но, как подчёркивал makarovslava, завершающая фаза не обязательно будет связана с самой кровавой и масштабной битвой. Это может быть и мелкое столкновение, какой-нибудь незначительный эпизод, но, в любом случае, он обозначает переход - после него текущая операция заканчивается. Всё, что будет после этого, будет уже новой весной и новым рассветом. Естественно, окончание операции связано с образом богини смерти.

Искусство полководца состоит в том, чтобы достичь максимальных результатов под знаком доблести, не пугаться потерь, но сохранить свои основные силы под знаком упорства, и суметь правильно завершить операцию под знаком смерти. Да, правильное окончание - это тоже искусство. Я уже упоминал случайную стычку, которая позволяет обеим сторонам понять, что цикл завершён, и что нужно всё начинать заново. Иногда даже достаточно простого символического жеста, вроде покраски боевых самолётов в новый цвет, но этот жест должен присутствовать. Ещё раз, Смерть готова удовлетвориться малым, но это малое должно быть ей предложено, или она сама возьмёт своё.

Мне здесь вспоминается такой сюжет, как "победа мертвеца" - это, допустим, битва при Оттербурне, и, конечно, Трафальгарское сражение. Полководец выигрывает битву и кампанию, но Смерть, в качестве платы, забирает его жизнь. А помните классическое описание Куликовской битвы? Будто Дмитрий Донской почувствовал, что его затягивает в этот сюжет, и решил с него соскочить - он отдал знамя и княжеские доспехи своему спутнику, а сам одел кольчугу рядового воина и дрался, как один из них. И.о. князя в бою погиб, а Дмитрия Донского нашли после боя среди мёртвых тел, он был без сознания, но живой. Простой человек скажет, что Дмитрий Донской обманул Смерть; философ уточнит, что Смерть обмануть нельзя, она лишь приняла предложенную князем жертву.

[Ну да, я знаю, что главной проблемой в те времена была уязвимость командующих - с гибелем полководца его армия рассыпалась. "Многие битвы были проиграны из-за гибели правителя..." Отсюда все эти истории - и про то, что "он приказал своим офицерам укрыть его в кустарнике, чтобы новость о его смертельном ранении не поколебала солдат", и про переодевания перед битвой.]

В свою очередь, знаменитая эпидемия испанки - пример того, как Смерть не удалось умиротворить должным завершением, в результате чего она начала убивать без разбора и вышла за пределы войны. Такое тоже бывает, хотя это является кошмаром любого нормального стратега. Военную операцию можно завершить и запуском межконтинентальных ракет с ядерными боеголовками, но лучше, всё-таки, обойтись без этого.

...makarovslava связывал эти три фазы с динамикой игры в покер. Первая удача превращает тебя в серьёзного игрока и претендента на победу, перед тобой вырастает горка фишек. Но ты ещё не победил, вовсе нет, ты просто заработал право остаться в игре. И теперь тебе необходимо удержаться на плаву, глядя, как твои ресурсы медленно тают, как ты отдаёшь их, ставка за ставку, в ожидании верного расклада. Главное, не поторопиться, не потерять всё, но и не пропустить нужный момент, когда появится возможность нанести решающий удар и выбить из игры соперника. И очень важно чувствовать эти фазы - по крайней мере, на этом строилась славина трактовка битвы при Мидуэе (одна из ;)). Ямамото попытался от фазы доблести перейти сразу к генеральному сражению, решив не платить богу войны то, что тому причиталось. (Или он просто не понял, что фаза доблести уже закончилась, и решил увенчать её Мидуэем.) В итоге, японский адмирал увидел знак смерти, да только не тот, который искал. А бог войны всё равно забрал своё в 43-44 гг., и когда над японскими городами распустились огненные цветы, Смерть осталась довольна концовкой.
Tags: Двуликий, Светлая, боги
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments