Григорий (gest) wrote,
Григорий
gest

"Гонки без финиша" - аллегория

Так что меня зацепило в "Гонках без финиша"? Ну да, артефакт эпохи, памятник утраченных смыслов. Это одна из тем, которые меня всегда интересовали. Как объяснить некоторые вещи тем, кто жил позже? Как разъяснить их иностранцу? Ну вот, например, этот ролик. Зачем начальник спит на работе и ловит ночными звонками директоров заводов-смежников? Зачем директор Заманский, вместо того, чтобы поставлять продукцию потребителю (т.е. заводу-производителю автомобилей), "держит" у себя стёкла, пружины и задние мосты? Ему-то они зачем?

В таких случаях я представляю себе студентов из будущего, изучающих курс социальных наук (социоинженерию?), которым надо попробовать реконструировать общество по подобным культурным артефактам. И вот они предлагают разные гипотезы. Может, наличие на складе запчастей повышает социальный престиж Заманского? А может, деталей просто не хватает, и главный герой не единственный претендент на поставку?

Да. Вдобавок, я просто придумал для себя дополнительный смысловой слой фильма. Сам-то фильм простой, в нём две сюжетные линии - борьба за повышение производительности труда на заводе, и борьба за победу на международном ралли, причём второй сюжет является отражением и метафорой первого. Я посмотрел только половину фильма, но уже знаю, что всё кончится хэппи-эндом - советские автомобили станут лучшими в мире, потому что заводская команда победит в гонке, а завод догонит и перегонит конкурентов на международном рынке. У Начальника и Главного Инженера всё получится, не может не получиться.

Но я решил считать, что, помимо всего прочего, фильм является политическим памфлетом и аллегорией. Меня зацепил следующий обмен репликами (1:22):
"Я за тебя боюсь, Вилен. Ты за полтора года перетряхнул весь завод, врагов нажил..."
"Ну перестройка есть перестройка. Эффект она даёт не сразу".

Знакомое слово, перестройка. Дальше всё просто - завод символизирует СССР, советскую систему. Символична и фигура директора, Вилена Федоровича Мещерникова. Его зовут Вилен (Владимир Ильич ЛЕНин), ему лет пятьдесят, то есть родился он в двадцатые. (Петр Вельяминов, исполнитель роли Мещерникова, родился в 1926 году.) Мы даже можем предположить, что он родился в 24-ом, в год смерти Ленина, это было бы красиво. Мне вспоминается известный литературный персонаж, чьё имя тоже указывает на обстоятельства его рождения - Уинстон Смит, герой романа Оруэлла "1984". Англичанин Уинстон, родившийся в сороковые, и русский Вилен, родившийся в двадцатые...

Почему это важно? На момент съёмок фильма, все руководители СССР успели родиться ещё до революции. Да и после смерти Брежнева у власти оставалось то же поколение - Брежнев родился в 1907 году, Андропов - в 1914, Черненко - в 1911. Но бесконечно это продолжаться не могло (по объективным причинам), рано или поздно на посту генсека должен был оказаться человек, рождённый в СССР. И вот именно с ним, получается, связывали свои надежды создатели фильма - что он придёт, разберётся в ситуации и начнёт перестройку. Потому что дальше так жить нельзя.

Как мы понимаем из фильма, Мещерников стал директором завода полтора года назад (действие фильма, скорее всего, происходит осенью 76-го). На словах на заводе всё было хорошо, сложился крепко спаянный трудовой коллектив и так далее. На деле - росла неудовлетворенность условиями труда, падало качество продукции, становилось всё более очевидным техническое отставание от Запада. Фильм начинается с поездки Мещерникова в капстрану, где ему показывают местный автозавод - автоматические станки, строгий контроль качества, рабочие в униформах, машины, которые сразу после схода с конвейера готовы отправится к потребителю. Честно говоря, выглядит это намного круче, чем советский автозавод, в стенах которого разворачивается основное действие фильма. Когда иностранный репортёр спрашивает у Мещерникова, насколько СССР отстаёт в этой области, Вилен Фёдорович с иронией отвечает "на полтора месяца", но он ведь тоже не слепой.

Итак, Мещерников снимает старого главного инженера, проработавшего на заводе 20 или 30 лет, и ставит на его место своего человека, молодого реформатора с революционными идеями. (Как я уже говорил, это мой любимый персонаж в фильме.) Разговор Мещерникова с прежним главным инженером:


"...От тебя люди стали страдать. Я считаю, что ты стал вредным человеком для коллектива! Завод сколько времени лихорадит!"
"Без лихорадок не выздоравливают".
"А мы не больны!"
"Мы оставали, а это - болезнь".

Можно вообразить такой же диалог между новым генсеком и каким-нибудь древним динозавром-консерватором, снятым со всех постов. "Я считаю, ты стал вредным человеком для Партии. Страну из-за тебя лихорадит" - "Лихорадка - признак выздоровления" - "А мы не больны!" - "Отставание - это болезнь". СССР, как есть.

Соответственно, Мещерников посылает заводскую команду на международное ралли, чтобы, наконец, выяснить, насколько их опередили, насколько иностранцы объективно сильнее. И чтобы выявить все недостатки своей модели, а затем исправить их прямо на ходу.

На одном уровне сюжета гонки - это просто гонки, в которых, да, у советской команды всё время что-то отваливается и ломается. Но в конечном счёте, когда они исправляют все недоделки и фиксят все баги, оказывается, что у них хорошие машины с сильными экипажами, и команда СССР вырывается вперёд. На втором уровне, как я уже сказал, гонки - это метафора ситуации с заводом, где всё время приходится выявлять новые косяки и думать о том, как их исправить. Ну а если рассуждать в неком глобальном смысле, то и гоночная команда, и заводские реформаторы выражают мечту и надежду авторов на грядущие перемены в СССР.

А девушка из ОТК - идеалистка вида "соблюдайте свою конституацию". И права человека, заодно. Поэтому Начальник на неё таким волком смотрит - если делать, как она хочет, по инструкции, то ничего нельзя будет сделать вообще. Да, завод в данный момент работает плохо, но он, хотя бы, работает!

Нарезка сцен с типичными обсуждениями:



О том, что европейский опыт в наших условиях неприменим:
"Нет, мы и так слишком европеизировали модель. Нам же на ней ездить. Нам нужна наша, русская машина, но только более совершенная".

О том, что улучшение жилищных условий может исправить демографическую ситуацию в стране:
"Нужна семейная машина, прочная, объёмная. Глядишь, начнут заводить по пятку дятишек, а не один-два, как теперь. Куда ж мы их посадим?"

Тема гласности:
"Нам нужно иметь возможность объективно сравнивать наши образцы и западные".
"Мы должны конкретно видеть, в чём мы ещё отстаём".
"...А если известия неутешительные? Ну, плохие. То как? Передовать по внутрезаводскому радио?"
"Какие известия? Да вы всем говорите!"
"Все четыре места - из Мюнхена - с заднего края. /*официальным новостным голосом*/ Подлинный героизм проявили экипажи Николая Шурги и Владимира Бойченко. Шурга сумел заменить вышедшую из строя коробку передач за 24 минуты, в дорожных условиях. Бойченко проделал такую работу за 26 минут".
"Да... на такие рекорды мы мастера. Иван Ефграфьич, передавайте всем всю правду!"


А в этом ролике хочется чуть-чуть сместить акценты, и получится, что Главный Инженер балансирует на грани крамолы: "Одно повышение заработной платы не даёт и не даст результатов. Всё дело в неудовлетворенности характером труда. Мы же десятилетиями вдалбливали рабочим негативное отношение к капиталистической системе производства..."

Чем всё кончится с точки зрения этой трактовки - я ещё не знаю :). Ну, кроме того, что Мещерский с Главным Инженером нащупают третий путь - не капитализм, но и не старый неэффективный социализм. Но своего слова ещё не сказал Парторг, отвечающий за идеологию...
Tags: фильм
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments