Григорий (gest) wrote,
Григорий
gest

Дополнение 1

В принципе, я думал засунуть это в сам пост, потом передумал, потом передумал ещё раз, но в итоге... ладно :).

В этом смысле, "ответки"  и размены там происходят практически автоматически, стоит только шашкам двух игроков приблизиться друг к другу.

У Никитина есть старый рассказ "Ахилл", который Переслегин ещё в восьмидесятые отнёс к категории законченного отстоя. Нельзя сказать, что Переслегин был совсем несправедлив в своей оценке, но стоит отметить, что Никитин, хотя бы, попытался внести в рассказ "идею".

Итак, Ахилл - русский, Патрокл - Петрок, Гомер - Боян. Кругом сплошное царство Южной этики, но Петрок, будучи умником, пытается изобрести новую сверхидею (типа, Восток). Затем его убивает Гектор. И кончается всё рефлексией величайшего воина россов:
"Ахилл повернул к нему лицо. Усмешка раздвинула губы, и воевода содрогнулся: перед ним было лицо мертвеца.

  - Я видел и свое будущее... Я убью Гектора! Я должен его убить за Петрока. Кто-то из его братьев убьет меня - они обязаны меня убить за Гектора. Убьют и всех его доблестных братьев - мои сородичи должны их убить за меня, а город затем разграбят, сожгут, сотрут с земли... Погибнут все ахейские герои, ибо Троя не тот город, который легко захватить... И самое дикое в том, что я, все это зная, не могу вырваться из заколдованного круга, не могу поднять паруса и отплыть в Тавриду, оставив эту бесполезную войну! А ведь если бы я ушел, то и остальные отступились бы! Ахейские герои остались бы живы, Троя по-прежнему была бы заслоном для диких племен!

Воевода смолчал, опустив голову.

  - Вот видишь, - сказал Ахилл мертвым голосом, - все идет по воле богов! Так ими задумано, так и будет. А нового бога, которому стоит ввериться, Петрок назвать не успел..."

Ахилл должен убить Гектора за друга, Парис должен убить Ахилла за брата, в итоге, все умерли. Это шашки.

Да, но важно понимать одну вещь, которую я всё время хочу подчеркнуть. Этические системы Крылова существуют для людей. Должна присутствовать логика, мы не должны забывать, что люди - разумные существа, способные к рефлексии и выработке рациональной стратегии.

Я цитировал:
"Года два назад по ТВ показывали австралийский "аборигенский" фильм "Пять лодок" - почти документальный. То есть там древнюю историю из жизни аборигена по имени Риджемерирор рассказывают - и тут же разыгрывают - современные аборигены. В настоящей природе, настоящие аборигены. Там есть большой эпизод, когда Риджемерирор убивает человека чужого племени (вернее - семейной группы, они живут небольшими очень группами) - в порядке мести за похищение жены и, как потом выясняется, - убивает не того (и даже не из того племени). Племя убитого приходит требовать сатисфакции".

У человека из племени А украли жену, он обязан реагировать. Поэтому он убивает охотника из племени Б. Выясняется, что за кражу жену отвечает вовсе даже третье племя, но тут из племени Б приходит народ и начинает кидать предъявы. Ваш охотник убили Васю, что за беспредел, вы головой думаете, вообще? И поэтому...
"Сатисфакция достаточно оригинальна: чтобы избежать войны и потерь, виновник соглашается "танцевать под копьями". То есть чужие (человек 5) мечут в него копья с заданной дистанции, а он может уворачиваться, но не убегать. В качестве моральной поддержки - и отвлекающей мишени - с ним вместе может "танцевать" доброволец из своих (в реале - младший брат). Процедура продолжается, пока кто-то не будет ранен - или не пройдёт приличное время (и кончится запас копий)..."

А почему? Потому что все участники понимают логику (и этику) друг друга. Либо конфликт гасится здесь и сейчас, либо племена начинают мстить друг другу, в результате чего они неизбежно потеряют много хороших охотников. А это Юг, поэтому проблема выживания первична.

Таким образом, Южная этика может работать и в качестве механизма, стабилизирующего ситуацию и уменьшающего число конфликтов со "знакомыми чужаками". Есть один текст про лжеисторию (из всех вещей!), где эта идея хорошо выражена:
"У двух родов кочевников может возникнуть конфликт из-за пастбищ, но этот конфликт все равно не должен переходить в кровавое военное столкновение, потому что негативные последствия такого столкновения значительно превосходят любые позитивные даже для рода, одержавшего победу. В частности, институт родовой кровной мести – это тоже своего рода барьер против войны, обязывающий стороны, ввязавшиеся в войну, вести ее на уничтожение; половинчатый результат там невозможен. Поэтому какие-либо действия, наносящие обиду даже более слабому роду и обязывающие его согласно традиции на кровную месть, совершаются крайне редко, или в силу стечения обстоятельств, или только очень основательно подумав".

Естественно, люди, будучи людьми, способны обойти и такое ограничение...
Tags: Юг, варвар
Subscribe

  • Фейк про самоубийцу с ноутом Пелоси, или маразм крепчал, шиза косила наши ряды

    Понятно, что это уже давно неактуально на фоне сугубо российских новостей, но всё-таки. Не мог выкинуть эту тему из головы, не написав о ней. Я…

  • "Другая химия"

    Хотел прорекламировать творчество arishai (вернее, малую каплю в океане её творчества) — " Другую химию". Я это читал, и это хорошо.…

  • #1984

    А вот реально опаньки. Сейчас валом пошли новости, что все американские ултраправые и наци перебираются в Parler, и Трамп тоже скоро будет там или…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments