Григорий (gest) wrote,
Григорий
gest

Category:

"Шахматы, как модель классической войны" - цитаты

Так, разом к посту fat_yankey, и к моей стихийной реакции. У меня разу же пошли ассоциации...

1.
"Различие между военной машиной и механизмом государства можно проиллюстрировать конкретным примером из теории игр. Сравним шахматы с игрой го. Шахматы - игра правительства и двора. В шахматы играет китайский император. Шахматные фигуры - элементы кода, имеющие внутреннее значение и внешние функции, из которых вытекают все ходы и комбинации, фигуры обладают качеством: конь остается конем, пешка пешкой, слон слоном. Арсенал игры го - фишки, простые арифметические единицы, зернышки и камешки. Это некое анонимное собирательное третье лицо - мужчина, женщина, блоха, слон. Фишки - элементы коллективной машины, обладающие не внутренними, а ситуативными качествами.

Шахматы - это война, но война институализированная, урегулированная, война с фронтом, тылом, сражениями. Наоборот, война без линии фронта, без прямых столкновений, без тылов и до определенного момента без сражений - это партизанская война го: чистая стратегия, тогда как шахматы - это семиология.

Не совпадает и пространство этих игр: пространство шахмат - замкнутое и расчлененное пространство, фигуры здесь перемещаются с одного поля на другое, стремятся при минимальном числе занять максимальное количество мест. В игре го фишки рассеиваются в открытом пространстве, захватывают пространство, появляются то в том, то в другом месте: движение не направлено из одного пункта в другой, а становится непрерывным, лишенным цели и назначения, пункта отбытия и пункта прибытия. "Гладкое" пространство го против "расчерченного" пространства шахмат. Номос го против государства шахмат, номос против полиса. И это потому, что шахматы кодируют и декодируют пространство, а го территориализируст и детерриториализирует (превратить свое окружение в плацдарм, расширить этот плацдарм, присоединяя к нему смежное пространство, детерриториализировать неприятеля, расколов его территорию, детерриториализировать самого себя, перебросив силы в другое место). Другая справедливость, другое движение, другой ритм".

Жиль Делёз, "Машина войны. Трактат о номадологии":

2.
"— Если шахматы — это модель феодальной войны то как можно охарактеризовать Го?

В Го всё начинается с пустой доски. Это игра другого века, другого времени. Го появилось тогда, когда не было принципа разделения на касты в обществе, как мы это видим в шахматах. Го — это не просто война. Нет заранее готовых фигур. Любую фигуру игрок может создать".

Интервью Игоря Гришина.

3.
"Японцы любят доказывать, что го - это игра гораздо более современная, чем шахматы. «Что есть шахматы?» - спрашивают они с полемическим пылом. Это настольное символическое изображение феодальной войны: в центре стоит почти неподвижный и очень уязвимый король, окруженный могучими крепостями, стремительной конницей и цепями пехоты. Иное дело го, хотя эта игра и намного древнее шахмат. Принципы ее тождественны принципам не феодальной, а именно современной борьбы армий. Например, в современную войну вовлекаются все без исключения ресурсы воюющих сторон и главенство какого-либо из них над остальными может быть определено лишь после окончания решающей схватки между врагами. Вот и в го все «камни» до начала игры равны, а результаты партии определяются только тогда, когда ни один из противников уже не может действовать, то есть как бы за столом «мирной конференции». Или другое. Современная война, говорят японцы, может принять глобальный характер - в го тоже нет ни верха доски, ни низа, ни королевского, ни ферзевого фланга, ни своей, ни чужой стороны доски. Борьба ведется сразу и одновременно в нескольких местах, с перерывами, с возвращениями на прежние места...

Далее. В современной войне сторона, начавшая ее первой, получает преимущество, которое быстро станет решающим, если противник промедлит с контрмерами. И в го право первого хода дает выигрыш в 5-6 очков при безошибочной игре противника. (Поэтому в играх равных игроков «выступка» компенсируется отдачей противнику пяти «камней».) В го как в современной войне не может быть малоактивных или выжидательных ходов: они приводят к немедленному проигрышу. Го требует постоянной атаки или, на худой конец, маневра. Самое невыгодное в «го» - глубокая защита, а самое выгодное – умение навязать конфликтную ситуацию в нужном для тебя месте и в нужное время. Наконец, в современной войне, утверждают японские теоретики го, опасно сосредоточение всех резервов в единый кулак. Но разве не напоминает это принцип го, согласно которому грубейшей ошибкой считается создание компактных групп «камней» - своеобразных «укрепрайонов». Более того, даже «пунктирные» цепочки, когда «камни» ставятся с промежутком в один-два пункта, часто оказываются перенасыщенными, а потому неэкономными конфигурациями. Кроме того, для победы в го требуется хладнокровие к потерям: в отличие от шахмат в этой игре нет фигуры или пункта, гибель или потеря которых означает проигрыш. Можно отдать и большую группу «камней» или территорию, если окажется, что их не очень выгодно защищать, и все-таки выиграть, если остальные группы «камней» в другом месте компенсируют тебе потери. Есть ли другая, более современная игра? - спрашивают ее поклонники".

Филатов Ю. "Какой дан Вам дан?" (1974)

Последняя цитата является свидетельством продуманности японского маркетинга :). Рекламируя го на Западе, японцы подчёркивали, что го - это тот же бизнес, искусство делить рынок. В какой-то степени, это даже справедливо. Но, как выяснилось, у них была и экспортная версия для СССР, сравнивающая го с современной войной: десанты, танковые клинья, тактические ядерные удары. Мне это кажется менее честным, но, в конце концов, это всего лишь чёрные и белые камни, го - предельно абстрактная игра! Ей можно приписать любое значение. Просто одни метафоры кажутся мне органичнее других. И ведь экономика всё-таки была упомянута, там, где речь шла о ресурсах сторон, нет?
Tags: стратагемы, шахматы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments