Григорий (gest) wrote,
Григорий
gest

Category:

"Трон", 1982

Осенью, в связи с грядущим выходом фильма "Трон: Наследие", я пересмотрел первый фильм, вышедный в далёком 1982 году. Удивительно, но старый "Трон" оказался крутым фильмом, круче "Матрицы". После просмотра я ещё некоторое время воспринимал всё через призму киберпанка, включая фильм "Край" с Машковым и поэму "Василий Тёркин на том свете".

Или "Трон" - это не киберпанк? Как назвать жанр, где упор не на трущобы, горящие мусорные баки и импланты, а на высокую виртуальность и работу с информацией?

Основная фишка "Трона" - Система, виртуальный мир внутри компьютера, населённый человекообразными разумными программами. Людей, своих творцов, программы называют пользователями, причём каждая программа связана с тем или иным человеком из реального мира и является его отражением. На этом уровне фильм использует что-то вроде гностического мифа - нехорошая программа Мастер Контроль захватила власть над Системой и объявила себя истинным творцом виртуальной реальности и её обитателей. Программы, сохранившие веру в реальный мир и пользователей, подлежат изоляции и уничтожению, их заставляют убивать друг друга в ходе гладиаторских Игр.

В реальном мире всё крутится вокруг корпорации ENCOM (созвучно английскому "income", прибыль). Гениальный программист Флинн работал на ИНКОМ, параллельно разрабатывая серию революционных игр для игровых автоматов. В какой-то момент файлы бесследно исчезли из его компьютера, а через некоторое время ИНКОМ выпустил очень похожие игры под собственной маркой. Флинн не смог ничего доказать, и его уволили, а вся слава досталась нехорошему менеджеру Диллинджеру, который стал исполнительным директором. Тем не менее, в корпорации у Флинна остались друзья - талантливый программист Алан и женщина-программист Лора (бывшая девушка Флинна и нынешняя любовь Алана).

На самом деле, во всём виноват Мастер Контроль, программа, которую изначально создали для управления внутрикорпоративной сетью. Мастер Контроль в кратчайшие сроки стал разумным, подчинил себе технические системы в главном здании корпорации и начал устанавливать канал связи с Пентагоном. Как всякий уважающий себя искусственный интеллект, он стремился к мировому господству; за два года до "Терминатора" это уже стало бородатым анекдотом.

Нехороший директор, любитель пользоваться плодами чужого труда, на самом деле всего лишь марионетка в цифровых руках Мастер Контроля. Комьютер говорит ему, что делать, и Диллинджер делает. Стоит отметить, что отражение директора в мире Системы - военачальник Сарк, правая рука Мастер Контроля.

Естественно, Флинн не смирился. Он пытается взломать компьютер корпорации через модем, чтобы доказать, что его ограбили, но Мастер Контроль легко предотвращает все попытки вторжения и стирает хакерскую программу Флинна - казнит его отражение в мире Системы. Флинн понимает, что нужно действовать через терминал, находящийся в здании корпорации. В то же самое время Алан сам хочет хакнуть Мастер Контроль, используя для этого специальную программу Трон, внедрённую в систему. Мастер Контроль через Диллинджера лишает Алана допуска, и Алан с Лорой едут к Флинну за советом.

Флинн живёт в комнате над залом игровых автоматов и потакает своему эго, обыгрывая детей и устанавливая рекорды в украденных у него играх. Выглядит это довольно жалко, но Флинн гений, ему всё прощают. Итак, Алан и Лора навещают его, после чего Флинн за пять минут и пару бокалов виски убеждает их в своей правоте и в том, что они должны включиться в борьбу за справедливость и выпотрошить Мастер Контроль. Все трое уходят в ночь.

Троица проникает в здание корпорации по пропускам Алана и Лоры, Флинн садится за терминал в экспериментальной лаборатории, Алан и Лора идут к рабочему месту Алана, чтобы попробовать активировать Трона. Мастер Контроль паникует, оцифровывает Флинна и переносит его в Систему. Дальше начинается главная часть фильма, приключения в призрачной виртуальной реальности.

Как я уже сказал, Система - это мир, которым управляет злой демиург Мастер Контроль. В этом мире Трон, отражение Алана - герой и великий воин, которого подручные Мастер Контроля заточили на гладиаторской арене Игр. Туда же попадает и Флинн, уникальное существо - во-первых, он пользователь, а во-вторых, он пользователь без двойника, его отражение погибло. Он пришелец из внешнего мира, то ли божество, то ли мессия. Даже Сарк до конца не знает, как ему вести себя с тем, кто самим своим существованием опровергает религиозно-политическую доктрину Мастер Контроля.

Естественно, Флинн с Троном бегут с арены, с ними происходят разные приключения, к их компании присоединяется Йори, отражение Лоры. С одной стороны у нас легендарный герой, Трон, созданный Аланом и выполняющий волю своего творца; с другой стороны, Флинн, обладающий сверхъестественными способностями пользователь, обитающий на неком более высоком уровне реальности. Забавно, что по ходу фильма Йори успевает страстно поцеловать их обоих - Флинна, когда она думает, что Трон погиб, и Трона, после того как Флинн вернулся в свой мир. Бог и герой - что делать бедной девушке?

Кончается всё хорошо. Трон устанавливает канал связи с Аланом и скачивает на диск код, который нужно ввести в центральный узел Мастер Контроля (именно этот эпизод изображён на постере, бог дарует своему герою совершенное оружие). Сарк запирает Флинна на своём флагмане и стирает летающий корабль вместе со всеми файлами - но пользователь отказывается стираться, удерживая призрачный контур корабля. Трон сражается с Сарком на подступах к башне Мастер Контроля, в то время Флинн как прыгает сверху, прямо в столп света - канал связи Мастер Контроля с внешним миром. Флинн сливается с искусственным интеллектом и заставляет того на мгновение опустить защиту. Трон метает боевой диск с кодом Алана мимо Сарка, прямо в сердцевину Мастер Контроля - конец игры, победа, Флинн снова сидит за терминалом в реальном мире. Принтер оживает и распечатывает исходники игр, подтверждающие, что автор кода - Флинн. Виртуальность преображается после падения тиранической власти Мастер Контроля, Диллинджера увольняют, Трон получает Йори, Алан - Лору, Флинн становится новым главой корпорации ИНКОМ.

С одной стороны, фильм зацепил меня своим мифологическим подтекстом. Долой злого демиурга, да здравствует реальность-по-ту-сторону! (Но ирония в том, что настоящая свобода программам недоступна, они всегда останутся всего лишь отражениями пользователей.) Фильм интересен и как очередное отражение наших страхов перед технологической сингулярностью, и как характерный памятник эпохи. Корпорация ENCOM - это очевидный намёк на IBM; чтобы почувствовать дух времени, посмотрите эту легендарную рекламу Apple 1984 года. Под Большим Братом подразумевалась именно корпорации IBM. Отдельную радость мне доставил тот факт, что в фильме Алана играет Брюс Бокслейтер (капитан Шеридан из "Вавилона-5"), при этом он неуловимо похож на молодого Стива Джобса. Им стоило обыграть это сходство в новом фильме; жаль, что они не стали этого делать.

Но в конечном счёте, возвращаясь к киберпанку, "Трон" рассказывает о хакинге. Программа Мастер Контроль пытается хакнуть чуждый ей мир людей. От проникновения в компьютерные сети Пентагона и вплоть до такой мелочи, как воровство файлов с играми. Последнее позволило Мастер Контролю поставить своего человека во главе корпорации и при этом шантажировать его угрозой разоблачения, ну а заодно избавиться от опасного и непредсказуемого Флинна. В то же самое время, люди сами хакают Мастер Контроль. Флинн последовательно проникает в здание корпорации, в компьютерную сеть, в виртуальную реальность Системы и в цифровое сознание Мастер Контроля. Алан заранее создал, подготовил и внедрил в Систему Трона, а затем передал ему нужную команду, и Трон сделал свою работу, как только в оборонительных системах Мастер Контроля появилась уязвимость.

Итак, это рассказ о хакерах и хакерской парадигме, или о виртуальности и разумных программах, или о мечтах и надеждах начала восьмидесятых, или о древнем гностическом мифе... Выбирайте сами, но фильм меня порадовал. Да и спецэффекты до сих пор смотрятся здорово, что есть, то есть.
Tags: фильм
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments