По официальной версии, кассу взяли шесть румынских интеллектуалов-коммунистов еврейского происхождения, среди которых был журналист, физик, историк и бывший полковник румынской госбезопасности. Через два месяца их нашли и расстреляли. Точнее, расстреляли пятерых мужчин; единственная женщина получила пожизненный срок и потом вышла по амнистии.
В общем, дело ясное, что дело тёмное. Споры об этом деле продолжаются до сих пор, концы с концами не сходятся, было предложено несколько версий произошедшего, вплоть до откровенно конспирологических.
Но речь не об этом. Вскоре после этих громких событий был снят документально-художественный фильм "Реконструкция" (Reconstituirea), с инсценировкой ограбления, розыскных мероприятий и последующим арестом преступников, причём подозреваемые играли сами себя! Видимо, за сотрудничество и участие в съемочном процессе им обещали сохранить жизнь, а сразу после съемок казнили. Да, сам фильм был показан в пропагандистских целях журналистам и коммунистическим начальникам (1), а потом практически забыт.
Мало? В 1968 году в Румынии выходит художественный фильм "Реконструкция" (Reconstituirea), по общему мнению, интеллектуально-антисоветский. В тот момент в Румынии происходило что-то вроде нашей оттепели; как бы то ни было, после месяца ограниченного проката фильм сняли и положили на полку, где он и оставался до 1989 года.
О фильме:
Двое юношей предстают перед судебными властями за пьяную драку в пивном баре, приведшую к ранению официанта. Так как для каждого из них это первое нарушение общественного порядка, прокурор соглашается отпустить их, заменив наказание съёмками учебно-воспитательного фильма, воспроизводящего события рокового вечера в назидание другим подросткам. В ходе этих мучительных съёмок молодые люди проходят через целый спектр острых переживаний и размышлений о жизни и обществе, в котором живут. Нелепая гибель одного из мальчиков уже после завершения тягостной миссии является закономерным финалом картины.
Не могу ничего сказать. Либо это невероятно жирный НАМЁК, который каким-то волшебным образом прошёл мимо цензоров, либо столь же чудовищное и невероятное совпадение.
Всё это заставило меня задуматься о какой-то общей... не знаю... семантике соцреализма. И это холодные и неприятные мысли.