Что-то мне захотелось снова вернуться к этой книге и процитировать из неё ещё один эпизод. Но пока, в качестве разминки, история о роли шашек в русской революции - по версии автора. Итак, согласно "Шашечным арабескам", главная тайна и "пароль" отечественного революционного движения заключались в игре в шашки шахматными фигурами, то есть шашки трактовались, как отрицание шахмат. Своя извращённая логика в этом есть; если проводить параллели с этическими системами Крылова, то шахматы - это Восток (Российская империя), а шашки - Юг (террористы-революционеры).
Как всегда, всё началось с декабристов:
"Все стали играть в шашки шахматными фигурами, как это было заведено среди декабристов. На первой и второй горизонталях от играющих ставили пешки (солдат), на третьей горизонтали - в середине стояли ладьи и по краям слоны. "Тиранов прочь с доски!" - несколько раз повторял Орлов. В начале двадцатых годов ладьи и слоны на третьей горизонтали рассматривались, как будущие офицеры-декабристы, которые поведут за собой всю армию... Установившаяся первоначальная традиция [превращения шахмат в шашки] официально никогда не нарушалась. В этом построении шашек будущие декабристы видели цель своей программы. Именно во главе восставшей армии должны стоять офицеры! Северные (белые) и южные (тёмно-загорелые) должны вступить на равных в борьбу с самодержавием, принести свободу и новую конституцию всему народу..."
Декабристы играли в шашки на шахматной доске, двенадцатью шашками с каждой стороны, которые ставились в три ряда (надеюсь, все представляют себе шашки :)). В качестве шашек использовались восемь пешек, два ладьи и два слона. Таким образом, это был шахматный набор без коней, ферзя и короля ("Тиранов прочь!").
[С точки зрения европейской традиции, это означает игру без монарха, королевы (она же дама, госпожа, царица, с целым рядом соответствующих ассоциаций) и рыцарей. На доске остаются слоны, слон - интельская фигура; обычно её называют епископом, а во Франции - шутом, дураком. Ладьи изначально были колесницами, но в разные времена и в разных странах они символизировали лучших воинов, боевую технику в широком смысле слова и оборонительные сооружения. Одним словом, ладьями всегда назначали тяжеловесов - от танков, генералов и артиллерии, до фабрик и укрепрайонов. Например, в болгарском языке ладьи называются пушками, а слоны - офицерами, что, безусловно, близко к теме декабристов. Суть революционной идеи в том, что революционеры-пропагандисты-идеологи, слоны, объединяются с ладьями и выкидывают с доски символы красоты, благородства и сакральной власти - автор специально подчёркивает, что до революции королевскую фигуру венчал маленький крестик.]
Но пока ещё, по плану декабристов, слоны и ладьи идут в первом ряду, жертвуя собой, чтобы обеспечить выдвижение пешек. Мы все знаем, чем это кончилось. Затем наступает черёд народовольцев. Софья Перовская переосмысливает концепцию революционных шашек:
"Ей вспомнилась тайна декабристов, о которой рассказывала Варя Поджио. Нет! Не правы были декабристы, выдвигая себя в жизни и в шашках впереди народа. Долг руководителя-революционера находиться в гуще народной. Софья Львовна мысленно перенесла своё заключение на шашечную доску: организаторы-революционеры должны находиться на второй горизонтали, а на первой и третьей - народ...
Софья раскрыла Андрею [Желябову] тайну шашек декабристов, высказала своё мнение о месте революционеров в нынешних условиях с примером на шашках. Желябов полностью согласился со своей единомышленницей. С того времени в их отношениях всё было по-особому, и Софья постоянно чувствовала теплоту в общении с Андреем. В этот вечер они решили чаще встречаться и играть в шашки..."
Самый романтичный абзац во всей книге, ей-богу. Народовольцы стремились идти в народ (ряд пешек, слоны и ладьи, снова ряд пешек), но и они были неправы. В семье Ульяновых в революционные шашки играли так - слоны и ладьи вставали на первую горизонталь, а пешки выставлялись перед ними. О смысле этой последней аллегории автор пишет предельно туманно, но он и так очевиден - революционеры должны в первую очередь жертвовать не собой, а народом, слоны и ладьи должны отсиживаться в тылу, руководить массами и гнать пешек на амбразуры. Ленин это понимал, большевики это понимали, потому они и победили.
"Возможно, - говорил Дмитрий Ильич [Ульянов], с этой позицией Саша связывал какие-то свои политические идеи, но мы не знали о них, а вот теперь шашки сами раскрывают эту идею"...
...По окончании партии Володя сказал женщинам: "Жертвы могут быть оправданы, если они дают положительный результат для всех, но в игре, как и в жизни, "жертвы" должны быть ко времени и к месту!"
...Не раз Дмитрий Ильич Ульянов рассказывал о своём брате. "Возвратясь из Кокушкино в Казань (3 октября 1888 года), Володя зачастил в Казанский городской клуб, в особняке Булыгина, на углу Большой Грузинской улицы, напротив Дворянского собрания, где он больше стал играть в шашки, чем в шахматы".
...Но скоро Владимир Ильич станет реже бывать на Грузинской, зато в университете он начнёт целеустремлённо "бороться" за шашечной доской. Он не просто двигает шашки. Он руководит ими".