Григорий (gest) wrote,
Григорий
gest

Categories:

Скифы, шашки, революция!

Автор съехал на трёх темах - шашки, скифы и коммунизм, но шашки для него, конечно же, на первом месте.

Всё ещё из укуренной книги ""Шашечные арабески" Евгения Кандикова, сказание о восстании Савмака, шашках и СССР - Стране Справедливого Солнца Рабов. Я просто должен выложить этот эпизод.

"Много легенд сложено о крымской земле, о её природе, городах, людях, населявших этот чудесный уголок земли.

Говорят, что легенды - это вымысел. Возможно. Но эта легенда - быль. В её основу положены факты, которые не могли быть написаны и опубликованы по тем или иным обстоятельствам и на протяжении двух тысяч с лишним лет передавались из уст в уста. Честные, правдивые и справедливые люди пересказывали и хранили её. Эта легенда ценнее иного научного труда. В ней - сказание о восставших рабах Боспора и о шашках. И вот пришло время открыть эту тайну..."

Эту легенду отец автора услышал в двадцатые годы от бывшего политкаторжанина, а тот услышал её от своих товарищей, погибших в застенках царизма, бла-бла-бла...

Легенда
(пересказывается словами автора)

"Это было на Боспоре, за горой Митридат, в Пантикапее, за три версты до стен царского дворца... В тёмных, грязных постройках, куда сгонял и скифских рабов, слышался стон избитых палками, больных и измождённых людей. Рабы, доведённые до полного отчаяния тяжёлой жизнью и бесконечными издевательствами, были готовы восстать в любой момент... А там, за их дырявыми стенами, в тёплых, светлых и удобных домах богачи развлекались шашками. От зари и до темна, обливаясь потом и кровью, рабы работали на тех богатеев. Они больше не могли смириться с жестокой эксплуатацией и готовились к смертельной схватке с тираном Боспора - царём Перисадом V. Только на ночь прекращались издевательства и избиения рабов, потому что кровожадная охрана уходила во двор устраивать попойку.

В эту ночь рабы не могли уснуть. Кто-то задвигал шашки из малых камней, на которые обычно охрана не обращала внимания. Рабы знали о том, что даже в шашках совершалась несправедливость. Простые шашки (настоящие рабы игры) несли всю тяжесть игры (сражения) на шашечнице. Простые шашки вступали в игру первыми и попадали в тяжёлое положение, а затем гибли (снимались с доски). В то же время с самого начала игры и до эндшпиля дамка (царёк) оставалась на месте в полной безопасности.

Наступила полночь. Теперь можно играть в свои шашки из принесённых камней. Рабы собрали малые шашки в кучу и нарисовали большую шашечницу. Игровые поля покрасили своей кровью так, чтобы образовавшийся крест от неокрашенных больших дорог прошёл мимо играющих. Затем стали вытаскивать упрятанные камни из стен. Через щели стал пробиваться свежий воздух. Это предвещало то, что бог Арес благословляет рабов на справедливую борьбу... Рабы поставили свои шашки на шашечницу".


Обратите внимание, что рабы обращаются за поддержкой к Аресу. С одной стороны, это логично; с другой стороны, таким образом автор показывает нам, что большинство рабов были скифами, ведь именно скифы считали Ареса своим покровителем.

"В ту же полночь в рабское стойло проник царский раб Савмак (по происхождению скиф), который свободно ходил среди охраны и жил очень много времени в царском дворце Перисада V. Он развернул свою экзотическую четырёхцветную шашечницу и стал тихо говорить: "Мы хотим быть такими же людьми, как богатые - жить в белых домах и быть чистыми (он показал на поля дорог белого цвета), употреблять их пищу, иметь золото и деньги (он показал на поля дорог жёлтого цвета). Всем этим правят Басилевсы (по- гречески и по-боспорски - законный правитель) на всём Киммерийском полуострове и там за Киммерийским проливом (он показал на средние поля первой и девятой горизонтали).



Всё это вам надо передать немедленно - за девять дней, но это сделают только наши тройки - Басилевсы рабов (герои восстания) с нашими самыми сильными двумя полемархами (по-гречески - военачальник, полководец), которые будут избраны из среды восставших, которые прошли дороги смерти и возьмут в полон Перисада V и Митридата VI (он показал на новые чёрные поля в середине второй и восьмой горизонталей, где станут выборные Басилевсы, и две простые шашки на двух соседних чёрных полях первой и девятой горизонтали, сделавшие пленение цикутой).

Но чтобы каждый получил свою справедливую долю, надо отдать все свои силы и выйти на дороги войны-восстаний (он показал на поля красного цвета), на которых будет кровопролитная битва насмерть. Никто не сможет скрыться и не сражаться. Трусливых убьют сразу. Поэтому набирайтесь сил, отдыхайте, а потом кто больше приложит сил в борьбе, тот больше будет вознаграждён по справедливости. Половина из нас погибнет во дворцах Перисада, его знати и других богатеев (он показал на поля дорог чёрного цвета). Но мы победим. Вы, герои-победители Страны Справедливого Солнца, как и полемархи будете удостоены чести играть на таких экзотичных, четырёхцветных шашечницах в царском дворце при дневном свете, при всё народе на восемнадцатый день после восстания". Савмак утих, свернул свою чудо-шашечницу.

Слушавшие его рабы ещё плотнее обступили свободного раба и сказали: "Пора убирать дамку (Басилевса) и заменять её простой шашкой!" (Это был пароль рабов, готовившихся к восстанию.) "Да", - согласился Савмак, - "но всегда помните, что не все пойдут за простыми шашками, будут доносчики и варвары, и не все простые смогут дойти до победы в этой игре, но держитесь всегда вместе". Савмак нагнулся к расставленным шашкам рабов. Он убрал по пять шашек с передних рядов (с четвёртых горизонталей от игравших) и заменил дамки на простые в средних рядах (на вторых горизонталях от играющих). Так было по паролю.



"Так кто же с нами?" - спросили скифские рабы, ожидая, что Савмак назовёт боспорских ремесленников. - "С нами мудрец Анахарсис", - ответил Савмак. Затем он продолжил свой ответ. "Анахарсис был самым великим человеком из всего рода "колпаконосцев" (царской знати). Он знал и умел многое. Он защищал восьминогих, помогал совсем бедным, но, главное, он первым вступился за сохранение жизни скифских рабов, рабов всех племён во всей Скифии. Он настоял на том, чтобы отменили все жертвоприношения рабами и пленниками. Анахарсис всегда защищал таких, как мы. Он был первым собирателем дешевизны нашей жизни (по современном понятию плановик- экономист)...

Мой предок двенадцатого колена - Савмакис вёл дружбу с Анахарсисом. Он был сильным воином, но проклятое вино подорвало его силу. Тогда мудрый Анахарсис вылечил его, но затем сказал ему: "Если ты будешь помнить моё изречение и следовать его первой части, то вернёшь себе силы". Савмаксис выполнил наказ Анахарсиса и передавал эти мудрости по наследству, в том числе и изречение, которое гласило: "Виноградная лоза приносит три кисти: первую - удовольствие, вторую - опьянение, третью - отравление". После лечения Савмакис редко пил вино и вскоре восстановил силы и был повторно взят в охрану царского дворца.

Савмакис видел, как вождь-царь Савлий убил стрелой мудреца. Тогда Савмакис стоял в охране на соседней скале, что в 60 саженей от скалы Гилеи Неаполиса скифского и слушал дивную музыку Анахарсиса. Сражённый ядовитой стрелой Савлия прямо в грудь, Анахарсис упал с Гилеи и разбился о землю, но его тело ещё продолжало катиться вместе с тимпаном (барабаном) в сторону Ахиллова Бега...

Савмакис не выдержал смерти мудреца и навсегда ушёл из охраны царского дворца. Теперь мне, свободному рабу, пришла сила тайн Анахарсиса и моих предков. Но чёрные вести пришли на Боспор. Пал "Новый город" и понтийцы осквернили склеп мудреца Анахарсиса. Ныне их полководец Диофант склоняет царя Перисада V и одаривает царскую знать Пантикапея мешками своих медяков (понтийских медных монет), чтобы боспоряне помогли понтийцам и херсонитам добить скифов, пока их основные силы ушли в степи скотоводов за мясом. В опасности и Боспорское царство, но, главное, и наше Отечество-Скифия, где остались наши сородичи, на краю гибели. Сейчас я спешу, но потом вам приоткрою многие тайны. Запомните мою слово: Держите под рукой свои шашки-камни, так как надо будет спешить дойти до доведи (до дамки, в игре - до крайних горизонталей, а по паролю - до палат царского дворца Перисада V) и поставить свою доведь при появлении первых лучей солнца... Настоящая игра начнётся в эндшпиле, когда подует ветер с Керченской (Киммерийской) протоки". Сказав последнее слово, Савмак провёл рукой по кругу вертикалей шашечницы и покинул собрание рабов".

Я, честно говоря, не понял, при чём здесь история о пьянстве предка Савмака, и каким образом она должна воодушевить рабов. Но, как бы то ни было, это помогает закольцевать обе части истории, про Анахарсиса и Савмака.

"Игравшие разобрали свои камни с шашечницы и слепили новые шашки - все простые, одинаковые, из грязи. Свои шашки рабы обагрили своей кровью, шашки богатеев оставили чёрными - по цвету грязи. Глубокой ночью они расставили свои тринадцать красных шашек против тринадцати чёрных. Из-за темноты на шашечнице плохо различались шашки. Чёрные, словно тени самих богатеев, набрасывались на красных и сбивали их...

Но вот взошла луна. Её бледный свет пробился через щели стен и потолков и осветил всю шашечницу. Шашек у рабов оставалось мало. Кровь заискрилась на шашках рабов. Тут они почувствовали, что надо держаться вместе и собрать все силы шашек красных воедино, и, объединившись всем миром, клином врезаться в Басилевса-варвара.

Долго шла игра. За игрой рабы стали мечтать о счастливой и справедливой жизни, которая скоро наступит на рассвете. На рассвете все люди будут свободны и равны...

И вот, когда холодный ветер задул с востока и мелькнул свет на маяке, рабы схватили свои отложенные шашки-камни и стрелой бросились на охрану. Мигом смяли охрану и с оружием побежали к царскому дворцу. По дороге к ним присоединились ремесленники с дротиками, стрелами и копьями. Со всех сторон на дворец бросились восставшие. Они сражались отчаянно, как учил их Савмак, бросая камни наискосок, а у кого было оружие, пускали стрелы, копья и цикуты наискосок, поражая царских защитников. Кровь рабов лилась везде. Когда появились первые лучи солнца, восставшие добивали Перисада V. Рабы, игравшие ночью в шашки, погибли наполовину, но восстание победило. Погибших хоронили на горе Митридат. На погребении героев восстания Савмак произнёс траурную речь. Это было в сентябре 109 года до н.э."

Напоминаю, что "цикуты" - это изобретённые мудрецом Анахарсисом копья с раздвоенным наконечником, смазанным ядовитым соком, вызывающим временный паралич.

"В пять о погибших на девятый день после восстания, в полуденный час все победители собрались у стен бывшего рабского стойла, куда теперь загнали царских коров. Все простояли молча 13 счетов, отдавая дань погибшим. Затем Савмак - вождь всех рабов и восставшего боспорского люда, помянул всенародно добрым словом погибших и двинул народ в сторону дворцовой площади. Все, кто мог двигаться, пришли на дворцовую площадь и тоже простояли молча 13 счетов, поминая всех павших по Боспорскому царству. Слёзы и плачь катились по людскому морю. Затем выступил Савмак. Он помянул всенародно всех погибших и восславил героев живых, кто проявил подвиг за свободу и независимость Страны Справедливого Солнца. Затем Савмак предложил выбрать всенародно выборного Басилевса государства (выборного законного правителя страны). Скифские рабы кричали: "Савмак, Савмак, Савмак!" Реже кричали ремесленники. Но когда сказали поднять руки за Савмака, то море море рук поднялось к солнцу. Так Савмак стал первым выборным царём Страны Справедливого Солнца Рабов. Савмак предложил выбрать полемархом боспорянина-ремесленника, и снова море рук поднялось к солнцу. Людские глаза засветились, и лица их преобразились. Люди обнимались и поздравляли друг друга с победой. Тут же Савмак зачитал указ о свободе, о снятии долгов и уменьшении налога на землю. Народ ликовал...

Вскоре по указу Савмака начались спортивные состязания, в которых принял участие весь народ, пришедший на площадь. На состязаниях играли и в шашки по правилам восставших рабов. Народ долго не расходился и смотрел состязания. Многие играли на земле по нарисованным шашечницам, а шашками им служили маленькие камни и осколки царских сосудов. Лишь герои восстания и самые сильные спортсмены-шашисты играли на девяти шашечницах, сшитых из лоскутков материи, а шашками им служили монеты: у начинающих были новые серебряные монеты, только что отчеканенные ремесленниками, с лицом Гелиоса - вождём восставших, а у других были медные монеты, взятые из мешков понтийского царя, оставленных бежавшим полководцем Диофантом. Новые монеты Савмака сияли на шашечницах, отражая настоящее Солнце страны освобождённых рабов.

После подведения итогов восстания со своими товарищами, Савмак отметил важность отработки стратегии и тактики ближнего боя на четырёхцветной шашечнице. Она даёт возможность наглядно показать расстановку сил. В связи с этим на 18 день был издан указ Страны Справедливого Солнца Рабов о военной подготовке на четырёхцветной шашечнице, которую он сам изобрёл. Ныне сохранился лишь один рисунок этой шашечницы в склепе №9 Неполя скифского, который был сразу нарисован там после захоронения Савмака. На этой шашечнице были поля для шашек-стрел (крайние по четвёртым горизонталям от играющих), копий (чёрные поля по три клетки диагоналей слева и справа), дротиков (красные поля) и цикуты (чёрные поля - в центре второй и восьмой горизонталей стояли выборные Басилевсы-дамки, а на двух полях в центре первой и девятой горизонтали стояли два полемарха - простые шашки). Савмак предвидел, что скифы-рабы спросят его: "Почему на шашечнице стало по восемнадцать шашек? Ведь перед восстанием снимался первый ряд шашек". Он ответил им, что места снятых шашек заняли ремесленники с луками, копьями и дротиками, которые оказали неоценимую помощь рабам. Они были в первых рядах восставших, и поэтому в их честь на шашечнице поставлен первый ряд шашек.



В Пантикапее Савмак создал школу "киников", в которой проповедовался культ жизни Анахарсиса, ставшего одним из любимых героев, как представителя здоровой простоты нравов, в противоположность утончённой греческой культуре. "Киники" считали, что каждый освобождённый раб должен осознать свою отторгнутость из патриархальных связей, как возможность достичь высочайшего из благ - духовной свободы. В школе "киников" Савмак учил всех играть на своей четырёхцветной шашечнице. Новая экзотическая шашечница очень понравилась боспорянам, но ей было суждено недолго жить...

Страна Справедливого Солнца продержалась до весны следующего года. Под натиском рабовладельцев нескольких стран она пала. Это произошло неожиданно. В одну из ночей, со стороны мыса Змеиный около Мирмекии, херсонеский торговый корабль высадил скрытно небольшой отряд переодетых воинов, которые укрылись во дворе богатого торговца в Мирмекии. На следующий вечер, заманив туда вождя рабов для игры на его шашечнице и перебив его охрану, херсонесцы изранили и пленили Савмака. Этим же кораблём пленник был доставлен Диофанту, который отправил его в понтийское царство.

В этот же вечер Диофант осадил Кафу. Вскоре восставшие сдали Кафу и затем были разбиты в Пантикапее. Остатки скифских рабов ушли в Скифию.

После поражения восстания рабов все шашечницы Савмака были собраны и уничтожены, посколько за игру на ней отрубали голову играющим. Об этой шашечнице даже запрещалось говорить во всём Боспорском царстве...

Так закончилась легенда Страны Справедливого Солнца Рабов - первого восстания в древнем мире на территории бывшего СССР. Конечно, Савмак много почерпнул из восстания рабов Пергамского царства, где Аристоник - побочный сын пергамского царя Эвмена II (мать его была дочерью кифариста из Эфеса) воспротивился решению его единокровного брата Аттала II, завещавшего своё царство римскому народу. После смерти Аттала II (133 г. до н.э.) Аристоник объявил себя претендентом на престол и поднял восстание рабов. Он был разбит в 130 г. до н.э. и задушен в тюрьме. Но Савмак пошёл к созданию Страны Справедливого Солнца Рабов совершенно другим путём..."

Видимо, Диофант тоже умел играть в шашки! Спецоперацию он провёл классическую.
И несмотря на уверения автора, легенда всё ещё не закончилась.

"Утром, на 8 день месяца Быка (мая) того же года, в Херсонесе скончался от тяжёлых ран Савмак, которого собирались везти в Синопу. Было решено его тело вывезти из города, и захоронить подальше от глаз рабов и бедняков. Однако освобождённый раб Спартокис (никто не знал, что его предки по указу брата Левкона убили боспорского царя Спартока) выследил телегу с телом Савмака, захватил её и затем добрался на ней утром 9-го числа до Неполя скифского.

Похороны Савмака превратились в большой траур Скифии. По дороге через городище за телегой шли толпы скифов. Когда похоронная колонна поднялась в "Новый город" и остановилась у Неапольских скал, народ сюда стал прибывать отовсюду. Затем начался ритуал прощания народа с вождём восставших рабов. Тело Савмака завезли на скалу его предков и повернули головой к скале Гилеи, где был убит Анахарсис. Рядом горел костёр памяти. Ровно в полуденный час скифяне поднялись и стояли молча 13 счётов, прощаясь с Савмаком.

После прощания тело вождя рабов повезли вдоль Неапольских скал на шесть с половиной стадий и похоронили его в склепе №9 рядом с Анахарсисом. На западной стене склепа рабы нарисовали четырёхцветную шашечницу Савмака, втиснув её рядом с Анахарсисом, как символ связи великих скифов. Это было время в Скифии, когда с шашечниц сняли табу.

После отдания почестей своему вождю, часть скифов во главе со Спартокисом ушли в Прекрасную гавань и оттуда на корабле навсегда покинули родину. Говорят их видели среди восставших в Аттике, в Сицилии (104 г. до н.э.) и позже в Италии в рядах Спартака (74-71 гг. до н.э.)".

Скифы не зря почитали Савмака - он не просто так поднял восстание, он разрушил коалицию Босфорского и Понтийского царства, сорвав план их совместного похода против Скифии. Настоящий герой-разведчик.
И, конечно, радует образ античных партизан, которые 35 лет продолжали революционную борьбу, возникая там, где начиналось очередное восстание рабов, чтобы помогать и делиться опытом.
Tags: бог войны, шахматы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments