Был у меня давным давно план одного постинга, никак не собрался его выложить.
Речь шла об уровнях понимания в дискуссиях о СССР, на основе разговоров с makarovslava, прежде всего, ну и наблюдением за ЖЖ. Суть заключалась в чередовании асимметричных и симметричных подходов.
Например...
1. СССР - круче всех! Добрее, лучше, моральней, прогрессивней, миролюбивей, etc.. (Асимметрия.) Я ещё помню, что это такое, я сам так думал, когда мне было 6 лет (в 89 году). Я всегда был визуалом с развитым воображением, я представлял себе мир, как горизонт, из которого растёт множество шпилей-государств. И точно посередине, выше всех, взмывала в небо прекрасная хрустальная игла, увенчанная алой звездой, похожая на силуэт МГУ на эмблеме Олимпиады-80. А рядом был шпиль пониже, из синего стекла, это были США. С другой стороны стояло жёлто-зелёное здание "передовой державы третьего мира", смесь из маминых рассказов о Кубе, папиных рассказов о Китае и образов Индии из фильма "Осьминожка" про Джеймса Бонда (у нас как раз тогда появился видеомагнитофон).
Но а) мне было шесть лет б) СССР всё ещё существовал. Надо сказать, с тех пор кое-что изменилось. Ящик Шрёдингера открыли, и выяснилось, что кошка давно умерла и уже начала попахивать.
Те, кто сейчас пытается удерживать эту рамку, неизбежно начинают двигаться в сторону дна, а достигнув его, продолжают копать дальше. Потеря адекватности - это серьёзно. "Бог был русский, а распяли его жыды", с заменой Бога на СССР. "СССР был лучшей в мире страной, а верхушка партии, КГБ и комсомольцы были предателями и сотрудниками ЦРУ". "СССР был самой передовой державой, потому что американцы не могли делать такие же крутые ракеты, поэтому они сняли фильм, что якобы они летали на Луну, чтобы все думали, что они не хуже СССР, даже лучше, и когда в СССР в это поверили, всё развалилось, а поверили в этом потому, что руководство страны работало на американцев". "Изобретённое подлыми янкесами информационное оружие, в полном соответствии с Планом Даллеса, сокрушило несокрушимую твердыню Красной Империи".
В самом лучшем случае, эта стадия - колыбель, но нельзя вечно оставаться в колыбели.
2. Симметричная стадия. Человек начинает изучать историю Холодной войны, и понимает, насколько схожи были позиции и поведение сторон. Мы не могли верить им, они с тем же основанием не могли верить нам. Они боялись нас, мы боялись их. Между противниками было много общего, и продолжительная конфронтация только увеличивала это сходство. Когда до Стинга дошло, что "русские тоже любят своих детей", он так расчувствовался, что даже песню об этом написал.
...Афганистан стал своеобразной рифмой Вьетнама. У нас даже по сбитым пассажирским лайнерам счёт равный! Мы южнокорейский сбили, американцы - иранский. Американцы нередко с ностальгией вспоминают времена, когда железный занавес служил чем-то вроде зеркала.
Этот подход породил целый ряд книг и фильмов, у меня он почему-то ассоциируется с позднесоветскими фантастами.
3. Возвращение ассиметрии. До этого доходит дело, когда человек начинает читать американские источники. Он вдруг ловит себя на мысли, что американцы были лучше. Умнее. Честнее. Моральнее, в конце концов! Не было симметрии между двумя системами, в этом смысле - не было. И человек понимает, что если бы он мог поставить себя на место богов и взглянуть на ситуацию со стороны, он бы тоже отдал победу американцам. Как говорил Слава Макаров, одно у двадцатого века не отнять - самые людоедские режимы его не пережили.
Нередко это сопровождается потерей чувства меры, что исключает возможность дальнейшего роста. Крайние формы подобного смотрятся довольно неприглядно, пример - oboguev
4. Симметрия. Мы все участвуем в одной гонке. 1 и 0, существование и небытие. Мы можем подобрать красивые слова - добро и зло, правда и ложь, свобода и рабство, крутость и отстой, но суть от этого не изменится. СССР эту гонку проиграл и выбыл, как и Российская империя до него, а США всё ещё в игре, но это ничего не значит. Выбор между должным и недолжным, правильным и ошибочным приходится делать каждый день. "Это Америка сама скоро в совок превратится!" - возмущаются некоторые. Всё возможно. В конце концов, свобода - это не застывшее состояние, это постоянный труд. Механизмы, за которыми не ухаживают, имеют свойство ломаться. Диктатура победила в Германии, а могла победить в Америке - и может победить в Америке. Невидимая рука медленно кладёт чёрные фишки на чашу весов, одну за одной, а рядом выкладывает белые фишки, и тут уже что перевесит. Да, СССР сгнил изнутри, точно также гниёт США, пусть медленнее, а грустная правда состоит в том, что ничто в этом мире не живёт вечно, даже горы и солнце.
5. Ассиметрия. Все состоят из добра и зла, но добро и зло у каждого своё, разные части государственного организма "гниют" с разной скоростью, и у всех этот процесс протекает по-разному. Советский Союз не был однородной массой, в нём, безусловно, было и что-то хорошее, было здоровое и прогрессивное. Да, не это влияло на ситуацию - какой толк от гибких пальцев, когда отказал мозг и сердце? - но всё-таки. В чём-то СССР мог опережать Америку. Где справедливость в том, что всё это умерло вместе с больным организмом, из-за того, что в какой-то сфере США на полпроцента обогнали Союз? Пусть не на полпроцента, пусть на десять, двадцать, тридцать, но всё равно!
Подобные мысли заставили Переслегина написать следующее:
"Гитлеровская Германия – это национализм и антисемитизм в самых грубых, первобытных формах, это борьба с университетской культурой и костры из книг, войны и расстрелы заложников.
Сталинский Советский Союз представляется системой, отрицающей всякую человечность и тяготеющей к средневековым социальным импринтам (вплоть до инквизиции и крепостного права).
Для демократического Запада, «владеющего морем, мировой торговлей, богатствами Земли и ею самой», типичны отвратительное самодовольство, абсолютизация частной собственности, тенденция к остановке времени и замыканию исторической спирали в кольцо.
С другой стороны, Рейх – это гордый вызов, брошенный побежденными торжествующему победителю, квинтэссенция научно-технического прогресса, открытая дорога человечества к звездам. СССР – уникальный эксперимент по созданию социальной системы с убывающей энтропией, вершина двухтысячелетней христианской традиции, первая попытка создать общество, ориентированное на заботу о людях и их личностном росте. Наконец, Запад вошел в историю как форпост безусловной индивидуальной свободы, материальной и духовной.
Безоговорочный успех одной из этих цивилизаций является бедой для человечества, гибель любой из них – невосполнимая потеря. И, анализируя события Второй мировой войны, надлежит всегда об этом помнить".
Имейте в виду, что Переслегин о христианстве знает только само это слово. Но суть не в этом. У всех были плюсы - и были минусы. Стоили ли минусы того, чтобы расстаться с плюсами? Да, Рейх сделал выбор в пользу зла, и из этого зла в значительной степени состоял, но ведь и добро там тоже присутствовало? "Зато мы делаем ракеты" - немцы их тоже делали.
Поясняю. Вот Переслегин размышляет о Второй мировой. Классический трёхсторонний конфликт - демократия, фашизм, коммунизм. Трёхсторонний, потому что каждый считает, что отличается от двух других больше, чем они друг от друга, а значит, речь идёт о трёх независимых центрах.
США и союзники считают, что между Германией и СССР много общего. И там и там вождь, культ личности, всеобъемлющая правящая партия, массовые мероприятия, тотальная идеология и тотальная пропаганда, тайная полиция, лагеря и репрессии. Короче, речь о тоталитарных странах. Это политический критерий.
СССР считает, что между Германией и США много общего - достаточно сказать, что и там, и там существует частная собственность и крупный капитал. Это капиталистические державы, они принадлежат к одному лагерю, лагерю империализма. Это экономический критерий.
Германия считает, что между СССР и США много общего, потому что и те, и другие находятся под властью жидов и служат интересам мировой еврейской закулисы. Сразу видно, что позиция Германии наименее адекватна, так? По общесистемным соображениям, им стоило выбрать культурную рамку, а они выбрали биологическую, и абсолютно больную при том. Но тем не менее.
Теперь скажем, что каждая из этих стран может отдать свой голос за одного из соседей. Лучшей стратегией будет передать голос "соседу слева", согласны? Если каждый это сделает, каждый получит по голосу, и так или иначе останется в игре. Рейх - 1, СССР - 1, Америка - 1. Это идеальный вариант, и в своих альтернативках Переслегин постарался максимально к нему приблизится.
В противном случае, будет так.
Германия подумает и скажет, что в СССР и в США у власти евреи, но в СССР еврейская диктатура осуществляется открыто, со всеми свойственными ей чертами, а в США, всё-таки, евреи вынуждены прятаться за институтом демократии. Да и вообще, в расовом отношении, "белая" Америка не совсем безнадёжна.
СССР подумает и скажет, что в странах Оси диктатура капитала осуществляется открыто, а в Америке её пока ещё прикрывают ширмой буржуазной демократии. Но лучше это, чем ничего. "Рабочему классу не безразлично, в каком "отечестве" он живет -- в фашистской разбойничьей Японии или в буржуазно-демократической Америке" (с). Рабочий класс отдаёт свой голос Америке.
И получается, что США получат два голоса и возможность выбирать себе партнёра. Ну, они подумают и скажут, что "игра была равна, играли два говна", но из двух зол выбирают меньшее. Лучше иметь дело с Советским Союзом, чем с Третьим рейхом. Действительно, лучше.
Рейх - 0, Союз - 1, Америка - 2. СССР меньшее зло, чем Германия, и Германию закопают. А Америка меньшее зло, чем СССР, по той же самой логике. Пусть ненамного, как угодно, но меньшее. Поэтому СССР распался. Если мы готовы жалеть себя, надо ведь и немцев пожалеть, нихт?
Я привёл этот кусок, чтобы показать, как Переслегин ушёл от простой дихотомии "мы - они" к более сложной, видимо, триалектичной схеме :). Если в каждом есть что-то хорошее, и у каждого этим хорошим является что-то своё, уникальное, можно ли считать добром победу меньшего зла?
И это, видимо, должно привести нас к осознанию какой-то новой, высшей симметрии.