Top.Mail.Ru
? ?
Григорий "Это ж Гест"(с) [entries|archive|friends|userinfo]
Григорий

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

О том, как обезьяны кривлялись, глядя в зеркало, и о том, что они в зеркале увидели [Mar. 13th, 2011|10:40 pm]
Григорий
[mood |мрачное]

valery_mukhin навёл меня на перевод угарной лекции Мицкевича (было тут, тут и тут). Надо сказать, чтение комментариев по вышеприведённым ссылкам меня расстроило. Это прозвучит смешно, но от такого уровня концентрированной тупости я начал задыхаться.

Настоящий вопрос у меня один - как сделать мышление модным? (Я понимаю, что никак, это риторический вопрос.)

Итак, мы имеем ...надцать комментариев вида "Поляки-суки, клевещут на великого СталЕна". Реакция физиологическая, мозг не задет.

Между тем, текст достаточно любопытный, и заслуживает более тщательного разбора, на который я не способен :).

Ну там, знаете, отметить красивости - а "чукчи, бедуины ледяных пустынь" это красиво, как и двухголовый русский божок.
Выделить фрагменты воинского мифа - высокий рост, ледяные глаза, "вечные полки", старинное оружие и доспехи в качестве священных реликвий (этот образ использовали создатели Вархаммера 40000, например).
Разобрать историческую концепцию автора, и указать на слабые места, передёргивания и нестыковки - в рамках логики самой концепции. Или вот: "...дух царства, однако, не позволял им поступать иначе, ибо дух этот устремлялся необоримо, сметал правительства и даже монаршие особы, если встречал в них преграду" - попытка через гегельянство выйти на особенности поведения сложных систем, разве нет?

Но на самом деле, я хотел сказать о другом. За что мы не любим поляков, помимо всего прочего? Они не смогли наладить нормальную жизнь в своей стране, развалили собственное государство, и при этом всегда винили в этом кого угодно, только не самих себя. Поляки ни в чём не виноваты, а русские виноваты во всём, где-то так. Ну да, ухмыляемся мы, проще валить всё на других, чем взглянуть в глаза собственному убожеству.

Ну что же, мы тоже не смогли наладить жизнь в собственной стране. Дважды за двадцатый век пережили развал государства. Сами себя обслужили, можно сказать. Что в этой ситуации делает карикатурный патриот из интернета? Валит всё на США, естественно! Ох, как они виноваты в том, что мы плохо живём! Не можем же мы сами портить себе жизнь? Мы идеальный народ! ...окружённый врагами.

Как это по-славянски. Или по-человечески? Поляки такие, потому что такова общность, к которой они принадлежат, и мы в этом смысле не лучше.
"От Барской Конфедерации по наши дни поляки стократ вину за свои неудачи и поражения возлагали на предателей. Пулавский первый воскликнул «Предательство!», и с тех пор возглас этот повторяется всегда".

Check.
...Со времён распада Российской Империи и по наши дни русские стократ вину за свои неудачи и поражения возлагали на предателей. Милюков первый восклинул "Измена!", и с тех пор возглас этот повторяется всегда.

"Поразмыслим об этой роковой черте, которая побуждает поляков к взаимным обвинениям в предательстве национальных интересов. Достойно внимания то, что в Европе только два народа, поляки и французы, обвиняют своих правителей и соотечественников в этом преступлении".

Но отметим это постоянное упоминание французов. Здесь мы от поляков отличаемся, мы других народов окромя себя не знаем. [Кстати, кто в курсе, что в Германии в своё время любили говорить об особом немецком пути, и о том, что Германия занимает особое положение между Западом и Востоком? А если бы знали, могли бы говорить, что только в России и Германии существовало понятие загадочной души, которую нельзя измерить общим аршином, и т.д., и т.п.]
"Так вот, полагаю, что в этом доказательство великой миссии, которую Провидение возложило на Польшу и Францию".

Check.
Мы плохо живём, потому что мы особые, избранные Богом для великой миссии. Как Польша. И Франция.
"Ещё и то очень может быть, что Польше предначертано породить когда-нибудь абсолютнейшее воплощение политического предателя, как Христианство породило архи-предателя религиозной веры".

Ну здесь мы поляков точно обскакали, пусть пшеки утрутся. Мы более избранные, чем они!
"Мы обратились здесь к этому предмету, потому что среди славянских литератур литература польская породила особое явление, не известное нигде более, класс писателей - предателей Родины, которые отрекаются от имении её и от религии своей страны, позорят историю, клевещут на обычаи, чернят характер народа, приходят в бешенство на верных сыновей Польши..."

Check.
Клевещут, сволочи. А всё ради того, "...чтобы избежать преследования или чтобы подольститься к поработителям".
"Предать – бросить идею, трудную в воплощении, оставить тяжкие обязательства ради выгод осязаемых, очевидных и легко достижимых...
Но если с одной стороны стоит идея истинно моральная, не сводящаяся полностью к расчётам материального блага, если указанная цель не доступна пониманию всех, и только благороднейшие души умеют провидеть её в будущем..."

Check.
Коммунизм - светлое будущее всего человечества, а мы променяли его на презренную колбасу. Так поступают только ничтожные, жалкие людишки.
"Франция не раз воевала по причинам столь же возвышенным, сколь и малоприбыльным с точки зрения нынешнего понимания вещей. Польша постоянно вступала в бой имея подобные интересы..."

Check.
Россия не раз воевала по причинам столь же возвышенным, сколь и малоприбыльным. Это вообще наше естественное состояние.
"...можно сказать, что всё её бытие было ничем иным, как неустанной борьбой против настоящего, чтобы завоевать своё будущее".

О...
"Если удариться в пафос, то можно сказать так: история Россия — это история непрерывной войны на два фронта... Русские витязи воевали и против Высокой Цивилизации (прибил же Вещий Олег свой щит на воротах Царьграда), и против дикого бесчинства Степи. Они стояли не за Прекрасное Универсальное Настоящее, как артуровские витязи, и не за Великое Самобытное Прошлое, как восточные мастера. Они отстаивали Будущее, они охраняли узкую полоску между пропастями, именуемыми «всё, что можно, уже сделано» и «всё, что можно, уже разрушено», между беснующимся хаосом Степи и застывшим величием Константинополя..."

Если подумать, то, если бы не языковой барьер, наши патриоты могли бы просто передирать всё, написанное поляками в 19 веке - проще же, и думать особо не надо, всё уже придумано до нас. Величие, избранность, предательство внутренних врагов, козни внешних, борьба за будущее. Красота!

И тут уже возникает вопрос. Либо свет идёт с Запада, и мы просто объективно поднялись до уровня тогдашних поляков. Стали менее дикими, книжки начали читать, тут и идейки всякие появились. Когда-нибудь, может быть, и до нынешних европейцев поднимемся. Или, наоборот, поляки - это пример деградации, и мы валимся в ту же яму, в которую они уже провалились? А может, кому-то ближе комбинированный подход - поляки 19 века были относительно прогрессивны, нынешние - опустились и деградировали, а нам нужно срочно переводить стрелки, пока мы не стали такими же?
linkReply

Comments:
[User Picture]From: vasilisk_
2011-03-13 08:00 pm (UTC)
У мышек и ёжиков... в смысле, у немцев и чехов то же самое. Ну, может не слово в слово, но тем не менее. А уж особый путь, мессианство и архипредатели и вовсе у кого угодно.

И вообще, по части предательства на текущий момент всех переплюнули норвежцы. Власов не стал нарицательным(разве что в некоторых кругах некоторых русских интеллигентов), а ихний Квислинг - стал! Нам есть куда расти, если что.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: gest
2011-03-14 09:05 am (UTC)
Квислингу далеко до Горбачёва, по мнению одних, до Ленина, по мнению других, или до них обоих - по мнению третьих.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: vasilisk_
2011-03-14 10:26 am (UTC)
Мнение всех этих личностей не распространяется дальше русскоязычной политизированной тусовки. Про Квислинга же знает весь мир.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: gest
2011-03-14 10:49 am (UTC)
Весь мир, как целое, находится за пределами данного дискурса. Про польских персонажей и польское к ним отношение вообще мало кто знает :). Сравнивать надо подобное с подобным, то есть, смысловой вес польских предателей в польском патриотическом дискурсе, со смысловым весом русских в русском. У норвежцев тот же Квислинг в национальном мифе компенсируется героическим королём Хаконом, который не признал и не покорился.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: trurle
2011-03-14 02:18 pm (UTC)
До, условно, 1848 года Россия была до известной степени подобна Австро-Венгрии и восточным землям Германии; затем в Центральной Европе началась модернизация, которая, в силу географической природы вещей, распространялась с запада на восток. Соответственно, существенная часть элементов политической дореволюционной культуры России имеет своих непосредственных и более ранних прототипов в более западных регионах Центральной и Восточной Европы. Взять, например, университетских марксистов, рабочее движение, украинский национализм или империализм: в последнем случае можно найти немецкие аналоги даже речи Достоевского на пушкинском юбилее.

обсуждение
(Reply) (Thread)