Тэнгэрины |
[Mar. 21st, 2011|01:19 am]
Григорий
|
Это вы знаете, и это вы знаете, это я уже говорил, это я всегда говорю...
Ну в мире творится невероятная херня, я её не понимаю, поэтому даже комментировать не буду.
По наводке rimehora узнал о небесных тэнгеринах из бурятского фольклора - вот версия, видимо, близкая к базовой и её современное переложение:
1. "Буряты о разделении западных и восточных тэнгэринов говорят разное. В прежнее время западные и восточные тэнгэрины все были нераздельно вместе и между ними не было никакой вражды. Все 99 тэнгэринов были хорошими и белыми, они о земных людях заботились все вместе.
В это время самым старшим тэнгэрином был асаранги, которому подчинялись все остальные 98 тэнгэринов. впоследствии, когда умер самый старший тэнгэрин асаранги, то два тэнгэрина, Хан-тюрмас и ата-Улан, заспорили между собою: каждому из них хотелось быть старшим тэнгэрином.
Вследствие этого 53 тэнгэрина отошли на сторону Хан-тюрмаса, с которым образовали 54 тэнгэрина; 43 тэнгэрина отошли на сторону ата-Улан-тэнгэри, с которым образовали 44 тэнгэрина. В середине остался один тэнгэри Сэгэн-Сэбдэк, или обо-тэнгэри, который не принадлежал ни к одной из этих групп. Впоследствии 54 тэнгэрина взяли к себе срединного тэнгэрина Сэгэн-Сэбдэка, таким образом, их стало 55, которые и сделались западными тэнгэринами.
Остальные 44, не желая подчиняться, отошли на восток и сделались восточными тэнгэринами. Над ними самым старшим сделался ата-Улан-тэнгэри. Таким образом, образовались западные и восточные тэнгэрины, которые враждуют между собою. 55 западных тэнгэринов сделались белыми и хорошими, покровительствующими людям, а 44 восточных стали черными и злыми, вредящими людям".
2. "В давнее время, когда Тэнгэри - необъятное видимое Небо - для всех было священным, среди небожителей-тэнгэринов не случалось ни ссор, ни вражды. Все сто тэнгэринов были чистыми белыми божествами, были почтительны друг к другу, а к людям внимательны и добры.
Но и небожители не вечны. Умер старейшина тэнгэринов Асаранги. И два могущественных тэнгэрина Хан-Тюрмас и Ата-Улан захотели быть на месте Асаранги: верховодить остальными тэнгэринами. Спор перешёл в ссору, ссора - в непримиримую вражду.
Дело кончилось тем, что пятьдесят три тэнгэрина приняли сторону Хан-Тюрмаса, а сорок три стали союзниками Ата-Улана. Лишь один тэнгэрин - гордый и независимый Сэгэн-Сэбдэк, или по его второму имени Обо-Тэнгэри, остался посредине, не примкнув ни к кому. Но большинство со временем перетянуло его к себе - и пятьдесят пять могущественных тэнгэринов стали властителями западной половины неба и земли. Сорок четыре тэнгэрина откочевали на восток и стали владеть восточной половиной земли и неба.
Хоть мир был поделён, а раздоры остались. Из-за того, что западные и восточные тэнгэрины вечно враждовали, восточным ввиду их меньшинства было труднее сражаться и творить добро. Так пятьдесят пять западных тэнгэринов стали белыми и добрыми покровителями, а сорок четыре восточных предстали чёрными и зловредными для жителей земли". Во-первых, я бы обратил внимание на игры с числами - в современной версии всё строго, было 100 небесных духов, самый главный из них умер, оставшиеся поделились на две партии в пропорции 55:44. В бурятской версии ситуация запутанней - было 99, считая главного, плюс в середине повествования появляется ещё один, изначально нейтральный. Поэтому она сразу ощущается, как более аутентичная :).
И чисто современная рационализация: "из-за того, что западные и восточные тэнгэрины вечно враждовали, восточным ввиду их меньшинства было труднее сражаться и творить добро. Так пятьдесят пять западных тэнгэринов стали белыми и добрыми покровителями, а сорок четыре восточных предстали чёрными и зловредными для жителей земли". Я тут по ряду причин перечитывал старые тексты Крылова, так вот, в конце девяносты-начале двухтысячных он примерно так и писал. В том смысле, что западные, хорошие тэнгерины - это мерзкие дэвы, духи Запада, божества "дневного света, ясности, рационального знания". А наши (русские, православно-зороастрийские) боги - это гонимые асуры, "чёрные и зловредные для жителей земли". Поэтому мы должны им поколоняться, где-то так.
А Лефевр бы сказал, что мы имеем дело с интуитивной оценкой соотношения добра и зла в природе, по версии бурятов (55:44). Лефевр для своих абстрактных моделей использовал соотношение 1:1, пятьдесят на пятьдесят. Но сам же потом писал, что по его мнению, в реальном мире добра больше, в пропорции, близкой к золотому сечению, примерно как 61 к 39. (Очевидно, в христианстве это 2:1 - треть ангелов пала и стала злыми духами.)
P.S. Впрочем, у бурят всё закончилось хорошо:
"В прежнее время западные и восточные тэнгэрины были вместе; впоследствии между ними произошел сильный раздор; они разделились: хорошие тэнгэрины отошли к западу и сделались западными тэнгэринами, злые к востоку и стали восточными тэнгэринами. Впоследствии западные и восточные тэнгэрины помирились между собою и даже породнились; дочь западного тэнгэри Тэмэ-Ногон вышла замуж за восточного Гужир-Бомо-тэнгэри. Когда западный тэнгэри выдавал замуж свою дочь за восточного Гужир-Домо-тэнгэрина, дочери своей он дал в приданое (онжи) рыжего коня и красную корову (по-бурятски «хурэн зэрдэ морин хотолго, хурэ-улакши унен онжи»)". |
|
|