Григорий (gest) wrote,
Григорий
gest

Categories:

Хотел бы я, чтобы это был пост о стратегиях...

На днях vitus_wagner сослался на очередное мнение по поводу "Фукусимы", а заодно поделился собственными мыслями. (За последние недели мы стали лучше разбираться в ядерной энергетике, но сейчас вроде новости обнадёживающие, тьфу-тьфу-тьфу.) Итак...
"Мнение: надо было "рубить сплеча".

Тщательно обдумав последние новости, пришёл к выводу: последствий не было бы, если б японцы в самом начале приняли верное решение. СмотрИте сами.
1) Землетрясение. Автоматический останов реакторов. Вдобавок разрушение ЛЭП (авария энергосистемы). Потеря нормальной схемы электроснабжения собственных нужд блоков (от собственной электроэнергии и от электроэнергии внешней энергосистемы). Включение резервной схемы (дизель-генераторов).
2) Цунами. Уничтожены дизель-генераторы. Потеря схемы резервного электроснабжения собственных нужд блоков. Подхват "самой важной" части собственных нужд (в т.ч. насосов системы охлаждения) питанием от аккумуляторов (можно сказать, "дубль-резервная" схема).

СТОП!
Вот здесь и надо было задуматься о том, что:
а) питания аккумуляторов ("дубль-резервной" схемы) надолго не хватит - оно рассчитано на короткий срок до восстановления нормальной или резервной схемы,
б) восстановить нормальную или резервную схему невозможно,
в) правильный вывод: нужно сразу начинать заливку реакторов морской водой. Причём ВСЕХ ШЕСТИ реакторов этой АЭС. Сразу. Без промедления.

Но пункт "в" означает, что реактор будет остановлен навсегда - закачав морскую воду, фактически его угробят своими руками. А эксплуатирующая компания, видимо - то ли жалея своё имущество, то ли беспокоясь о будущем энергодефиците в стране - решает побороться за сохранение станции как важного объекта электроэнергетики. В итоге выжидают до последнего, ориентируясь на показания приборов (уровень воды, давление в реакторе). Однако приборы, подвергшиеся всевозможным потрясениям, показывают лажу.
И когда японцы видят внешние признаки перегрева и превышения давления, и понимают, что зря доверились приборам, начинают закачивать морскую воду - уже поздно, перегрев чрезмерный, воды в реакторах почти нет, топливо начало плавиться, вода разлагается, растёт давление пара, выделяется водород, приходится стравливать его сперва из корпуса реактора, затем из гермооболочки, затем он взрывается, идёт выброс радиоактивности...
Поздно - это и есть поздно.

В общем, главная ошибка - в управленческом решении: когда насосы систем охлаждения ещё молотили на издыхающих аккумуляторах без надежд возобновить получение нормального или резервного питания, кто-то из лиц, принимающих решение (руководство АЭС, руководство компании) должен был встать и "рубануть сплеча": "Всё, ребята. Давайте признаем: станцию как энергообъект мы потеряли. Надо принять этот факт как данность и оставить шаткие надежды на возрождение работы станции. Иначе может быть хуже. Чёрт с ними, с реакторами: заливаем их морской водой. Начинаем сейчас и сразу, заполняем все до единого".

Вот, к сожалению, не нашлось того, кто мог принять на себя решение о многомиллиардных убытках и "рубить сплеча" в решении вопроса о заливке реакторов. А надо было. А так - и многомиллиардных убытков не избежали, и вдобавок вон какие последствия с выходом радиации".

Мне это напомнило о тексте Галковского:
"Существует несколько душещипательных версий о гибели «Титаника». Одни считают капитана трусом и раззявой, другие героем. Реальность же состоит в том, что он был капитаном. Насколько я могу судить, ситуация развивалась так.

«Титаник» получил страшную пробоину, и капитану стало ясно, что всё это великолепие – с гостиницами, ресторанами и танцполами пойдёт на дно. Быстро и безнадёжно. В ту эпоху коммуникации только развивались, азбука Морзе была новинкой. Спутников и вертолётов не было. Плавсредства на «Титанике» были только для части пассажиров. Ещё хуже было то, что речь шла не об эвакуации крейсера с обученным экипажем, а об огромном числе людей, которые и на море-то оказались в первый раз. Тогда капитан поступил так.

1. Задраил люки нижних палуб и заблокировал наименее ценный контингент. То есть обрёк на смерть людей, который ехали в один конец 3-4 классом – бедных эмигрантов. Эти заплатили поменьше других и получили тот сервис, на который подписались. Потом в газетах объяснили, что эти несчастные «запутались в лабиринтах коридоров и не смогли выйти на верхнюю палубу». Угу.

2. Одновременно был отдан приказ о пропуске на шлюпки только женщин и детей. Это была ошибка, потому что для пассажиров 1-2 классов шлюпок хватало с избытком. С одного борта они спускались полупустые, а с другой полные – с другого бока офицер сориентировался и не стал исполнять приказ капитана слепо. Те богатые, которые погибли на «Титанике», погибли из-за рассогласованности приказов.

Но и то, что было сделано в той ситуации, это очень много. Это действовал Человек. Он отдавал приказы через слепящую темноту смерти. Которая светила в лицо. Тогда уже ничего не хочется. Человек цепенеет. Этот «трус и разгильдяй» на автопилоте смог сделать несколько распоряжений и предотвратил самодав, от которого погибли бы все.

Вот это и есть «реформы». Стоит на палубе бледный человек с потусторонним взглядом и отдает приказы. Всегда с ошибками. Но если его не будет, не будет вообще ничего. Крышка...

Таких людей МАЛО. Их выращивают".

...Так сказать, "от управления реакторами сразу перешёл к управлению аварией".

Но тогда надо на всех ключевых постах расставлять людей, следующих путём достойного человека (а не путём торговца или строителя); достойного в "восточном" смысле, то есть бесстрашного. Путь служения - это путь безусловного принятия смерти. "Таких людей МАЛО. Их выращивают" (с).

За не имением этого, лучше всего поступать согласно духу века. А именно... "В чрезвычайных ситуациях практически всегда наиболее разумным решением является выполнение заранее подготовленных планов, пусть даже не идеальных".

Как там было у Лефевра?
"И вот однажды глубокой ночью разведчики каждого из замков донесли, что противник готов к атаке и уже натянул тетиву. Перед каждым из лидеров встала альтернатива: стрелять или не стрелять? Необходимо отметить, что методология принятия решения у лидеров была различной. В одном из замков лидер заранее составил инструкцию для самого себя, как следует поступать в подобной ситуации. Обдумывание и составление этого документа заняло длительное время. Оно сопровождалось мучительными моральными колебаниями. Однако теперь он имел возможность действовать автоматически. Этот лидер достал из картонного сейфа инструкцию и через мгновение реализовал заранее принятое решение".

P.S. А вообще, говоря о стратегиях, стоило бы сделать игру про ликвидацию аварии на АЭС. Со всеми вариантами, героизмом и превозмоганием.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments