Григорий (gest) wrote,
Григорий
gest

Category:

Марсианские шахтёры и космоопера-ноль

На самом деле, главным открытием для меня стала настольная игра Battle Fleet Mars 1976 года. Как выяснилось, тема восстания марсианских шахтёров началась не с "Вспомнить всё"! (Не, ну Марс, конечно, Красная Планета, это ещё Богданов заметил.)

Итак, конец 21 века. Деспотичная корпорация "Арес", изначально занимавшаяся освоением Марса, контролирует добычу ископаемых во всей Солнечной системе, вплоть до орбиты Юпитера. Но час отмщения пробил! 1 января 2094 года восстали рабочие Марса, их поддержали на спутниках Юпитера; на космических кораблях и станциях по всей Солнечной системе прокатилась волна мятежей. Внешняя система оказалась в руках восставших. Теперь судьбу революции решит война. Кто же возьмёт верх, Марс или "Арес"? Революция и война за независимость - в космоопере-ноль!

К организации игрового поля создатели подошли с выдумкой. Карта представляет собой Солнечную систему с Солнцем в центре, вокруг которого расположены семь концентрических орбит - Меркурий, Венера, Земля, Марс, две орбиты для астероидов и Юпитер. На каждой орбите нанесены отметки, один ход в игре считается равным одному месяцу, и по прошествии этого месяца маркер планеты или астероида перемещается на следующую метку. На орбите Земли таких меток, естественно, 12 :). Авторы игры утверждали, что начальное расположение планет точно соответствует тому, что мы увидим в начале 2094 года.

Пять планет, четыре астероида (Церера, Паллада, Юнона и Веста). Меркурий и Венера нейтральны и не участвуют в войне, но могут использоваться в качестве промежуточных пунктов для перемещений. Земля всегда на стороне "Ареса", Марс и система Юпитера принадлежат восставшим, а чтобы определить результативность восстаний на астероидах, космических кораблях и орбитальных станциях, бросают кости. (Шансы на стороне революции.)

Интересно решено перемещение космических кораблей. Так как в космосе нет никаких гексов, расстояние от точки А до точки Б определяется линейкой, и, в зависимости от этого, вычисляется, сколько ходов потребуется космическому кораблю, чтобы достичь пункта назначения - месяц, два, три. (Если они меряют путешествия по Системе месяцами, то хорошие у них движки, так?)

С самими кораблями тоже всё интересно. Они бывают трёх видов - горнодобывающие, "катапульты" и транспортники. Первые по сути представляют собой автономные заводы с мощными лазерными резаками, которые потрошат астероиды на предмет ресурсов. Вторые - мобильные ускорители, которые выстреливают грузами (например, добытой рудой) в нужную сторону. В пункте назначения должна находится вторая "катапульта", которая ловит груз. Не спрашивайте, как, не представляю... Наконец, транспортники перевозят ценные и хрупкие грузы, которые не целесообразно отправлять через "катапульту", например, людей. Именно транспортники наиболее близки к военным кораблям, на них изначально устанавливалось оружие, и все они остаются в руках корпорации (проверенные экипажи и всё такое). Рабочие же вынуждены сначала отводить захваченные корабли на свои базы и там перевооружать.

Это оно: Восстание рабов - один из сюжетов бога войны... Центральный образ - орудия подневольного труда, которые становятся боевым оружием. Дисциплина, спайка, трудовые навыки и знание местности позволяют одержать победу над опытным и хорошо вооружённым противником. 

Ну дальше всякие мелочи... на втором ходу для корпорации и на пятом для повстанцев на кораблях появляется управляемое оружие, которое надо перезаряжать на базах после каждого боя... И вообще корабли постоянно приходится возвращать на базы, чинить-латать-заправлять.

Асимметричность стратегий достигается за счёт того, что в распоряжении корпорации находится земная промышленность, корпорация может и должна тратить ресурсы на производство новых кораблей. При этом, самих ресуров у неё мало, так как поступают они с пояса астероидов и с Юпитера (водород), а там всё перекрыто повстанцами. Нужно снова захватывать астероиды и подводить к ним оставшиеся или заново построенные горнодобывающие корабли и "катапульты". У восставших ситуация обратная - ресурсов у них полно, но промышленность почти на нуле. Ситуация с промышленностью постепенно улучшается, но на пик марсианские верфи выходят только на 24 ходу - в конце 2 года войны! - и всё равно уступают Земле.

Да, я о цели войны не сказал. Цель - ослабить моральный дух населения противника, чтобы заставить его капитулировать, и космические битвы здесь - всего лишь средство. Настроение людей ожидаемо улучшается от успехов и падает из-за военных неудач. Здесь ситуация тоже асимметрична. Моральный дух Марса изначально высок (77% поддержки), Земли - относительно низок (55%), потому что многие на Земле сочувствуют делу восставших и не любят "Арес". При этом мораль восставших более "хрупкая", по ней сильнее бьют военные потери - ведь в начале игры у них вообще нет возможности строить новые корабли, да и потом это не так-то просто. У "Ареса" ситуация обратная - чем дольше длится война, тем больше её поддерживают на Земле - в отсутствие военных катастроф, естественно. Сказывается военная пропаганда, патриотизм, мышление вида "мы" и "они", заодно во всех трудностях военных лет начинают винить марсиан, понятно, в общем. Если корпорации удаётся затянуть войну и решить проблему со снабжением, у неё очень хорошие шансы на победу.

Моральный дух сторон влияет на то, какие события происходят в игре - например, может быть объявлено перемирие на несколько ходов, могут случится акты саботажа на производстве и т.д. Если моральный дух опускается ниже определённого уровня, среди возможных событий появляется капитуляция, и чем ниже мораль, тем выше вероятность того, что та или иная сторона решит признать своё поражение и сдаться, вплоть до автоматического поражения. У каждой стороны есть агенты, способные модифицировать броски на события в той точке где они находятся, и опять же, у корпорации агентов больше, а у восставших они эффективнее.

...Ничего не могу с собой поделать, думаю о том, можно ли запулить по колыбели человечества булыганом из "катапульты", как у Хайнлайна. Уверен, makarovslava с этого бы начал. Интересно, как это сказалось бы на морали?
Tags: космоопера
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments