Григорий (gest) wrote,
Григорий
gest

Categories:

О творчестве Джеймса Кэмерона и о "Терминаторе"

Чуть больше года назад, я решил, что будь я Кэмероном, я бы на все обвинения в примитивности "Аватара" нагло говорил, что его надо рассматривать, как часть тетралогии, и  вообще, воспринимать только в контексте всего остального творчества. "Вы ещё не осознали всю глубину замысла" - и морду кирпичом :).

Мой Кэмерон мог бы спокойно обосновать, что "Терминатор", "Чужие", "Бездна" и "Аватар" относятся к одному циклу. Эти фильмы образуют в смысловом пространстве своеобразный крест. Справа "Чужие", как всё, чего мы боимся встретить за пределами своего мира, здесь Кэмерон использовал в своих целях чужой сюжет. Итак, мерзкие инсектоиды-рептилоиды с кислотной кровью, гладкие чёрные морды без глаз, личинки, которые прыгают нам на лицо, зародыши тварей, прорастающие сквозь человеческое тело, гигантская матка, которой служат бесполые рабочие... Слева "Аватар", как всё, что мы мечтаем увидеть - прекрасный новый мир, где есть жизнь, где есть бесценный минерал, оправдывающий освоение космоса, гигантские деревья, летающие скалы, сложнейшая экосистема, прекрасная синекожая дикарка, и т.д. В общем, многие отмечали зеркальность между "Аватаром" и "Чужим", вплоть до того, что все кончается схваткой между трёхметровой инопланетной формой жизни и человеком в экзоскелете.

С вертикальной осью чуть сложнее. Видимо, там темой будет суд и столкновение человека с Высшим разумом, наша собственная рефлексия подобной ситуации. Вверху (или внизу?) "Бездна" (режиссёрская версия), где могущественная подводная раса решает уничтожить человечество, как ошибку природы. Но в последний момент, столкнувшись с человеческой способностью к самопожертвованию и любви, они меняют свой приговор и идут на контакт. Это справедливый суд.

С противоположной стороны - "Терминатор", где в роли Высшего разума выступает "Скайнет" (он изобрёл машину времени и жидкий металл, конечно он Высший разум!). "Скайнет" тоже судил человечество и тоже приговорил его к уничтожению ("Судный день", ага), но это был неправедный суд. Здесь за пересмотр приговора борются с оружием в руках, а судьба человечества решается на поле боя - либо мы его, либо он нас. Но битва - это тоже суд.

***

С "Терминатором", конечно, всё сложнее, потому что, продолжив этот сюжет, Кэмерон придал ему определённую смысловую "фрактальность". (Эх, я так и не дописал свой большой пост о "Терминаторе".) Второй фильм отменяет первый - как известно, Кэмерон снял сцену со старой Сарой Коннор, живущей в мирном 21 веке, её вырезали продюссеры. Будущее удалось изменить, "Скайнет" не родился, машины не восстали, судного дня не было.

Первый фильм рассказывает о мужском мифе - явился великий Вождь, который объединил и возглавил людей, и позволил им сокрушить силы зла. Женщина должна родить Спасителя. Воплощение зла пытается не дать сбыться пророчеству, которое обещает его неизбежное поражение в будущем, но своими действиями только обеспечивает исполнение этого пророчества.
Второй фильм показывает женскую реакцию на этот миф. Сара Коннор хочет сделать мир безопасным для своего сына и своих внуков. Если бы речь шла о деве Марии, она бы предпочла, чтобы её первенец стал успешным плотником. Если бы в Троице была Богиня-Мать, она бы просто не пустила Змея в райский сад - да она бы просто придушила сатану заранее, чтобы её Сыну не пришлось рождаться и умирать на Кресте. Женщина не позволила бы свершится подобному злу, и всё тут.

...Но ведь получается, что она отобрала у сына его судьбу, его предназначение. Мужчине для самореализации нужна война. Там он был бы великим вождём, полководцем и пророком, а кому он нужен здесь? Тут ведь ещё и образ отца надо учитывать. Чтобы уподобиться своему отцу, Джон должен был стать идеалом - тем, в кого верил и кому подражал Кайл Риз; Джон Коннор обязан был воспитать и вдохновить своего будущего отца. Будто он одновременно идёт по стопам Кайла и в то же время указывает ему путь, понимаете? Но теперь у него нет ни отца, ни возможности стать бесстрашным охотником на терминаторов.

Но сняв Евангелие от Отца и Евангелие от Матери, Кэмерон, получается, снял и Евангелие от Сына. Это его ролики для трёхмерного аттракциона по мотивам "Терминатора-2", в которых Т-800 и Джон Коннор переносятся в будущее, вступают в бой с войсками Скайнета, прорываются к главному компьютеру и взрывают его. В тот момент, когда Сара Коннор крушила корпорацию "Кибердайн" в настоящем, Джон Коннор всё-таки исполнил своё предназначение и уничтожил "Скайнет" - в будущем. Уничтожил не как взрослый, а как волшебный подросток - может быть, Кэмерон таким образом сказал Джону своё "прости"? А так, это ожившая фантазия, последняя детская фантазия Джона Коннора: он в гуще боя, но ему ничего не страшно, ситуация под контролем, рядом лучший друг, верный телохранитель и идеальная отцовская фигура с лицом Арнольда Шварценеггера. У злобных роботов нет ни одного шанса!

Кстати, на Ютубе всё-таки выложили эти ролики :).

Основная часть шоу, от переноса в прошлое до входа в цитадель "Скайнета":



Более полная версия, с завязкой и финальным боем, как это видят зрители:



Рекламный ролик корпорации "Кибердайн" (обратите внимание, с какой лёгкостью в своей фантазии Джон отодвигает мать в сторону!):



(Пишет Гест из 2020: эти ролики постоянно уничтожает "Скайнет", но Сопротивление живо, вставлю какие попались.)
Tags: фильм
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments