Top.Mail.Ru
? ?
Григорий "Это ж Гест"(с) [entries|archive|friends|userinfo]
Григорий

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Последовательность антагонистов [Apr. 25th, 2011|02:57 am]
Григорий
[Tags|]

На неделе по телевизору показывали третьего "Робокопа". По общему мнению, фильм слабый, но мне кажется, его спасают две вещи - музыка (которой так не хватало во второй части) и предельная левизна. Все на баррикады! Сражайтесь с наймитами капитала! Очень пафосно.

Как бы то ни было, благодаря этому фильму я когда-то давно сформулировал правило сюжетного антагонизма для трилогий. Если в каждой серии героям противостоит сюжетная оппозиция, при этом уровень угрозы каждый раз повышается, то гармоничное сочетание должно выглядеть так: "нечисть" - "демон" - "система".

Идея "нечисти" самоочевидна - это враги, плохиши. "Демон" - это развитие идеи нечисти по законам сиквела, "быстрее, выше, сильнее", качественный и количественный рост всех характеристик. После "демона" очередной апгрейд "нечисти" уже не имеет смысла, поэтому создателям третьей части приходится придумывать что-то новое. А страшнее "демона" может быть только "система" - "где сердце у спрута, и есть ли у спрута сердце?".

[наконец, это уже личное, одна из ключевых фраз, описывающих моё восприятие мира, звучит так: я строю теорию по двум точкам - ...а, как известно, теорию я вывожу из двух точек.]

Первой точкой является вышеупомянутый "Робокоп". В первой серии враги - это бандиты, убийцы, подонки, которых крышуют отдельные разложившиеся элементы из руководства корпорации OCP. С точки зрения роботехники, "нечистью" является патрульный робот-"цыплёнок" ED-209, тупой и глючный. Во второй серии мы видим Кейна, могущественного наркоторговца с манией величия, который в итоге превращается в огромного робота-убийцу. В третьей серии врагом выступает сама корпорация OCP, а также стоящая за ней мегакорпорация "Канемицу". Волю "системы" олицетворяют японские андроиды-ниндзя, "двое из ларца, одинаковы с лица", которых корпорация "Канемицу", очевидно, способна штамповать в неограниченных количествах.

Вторая точка - "Пираты карибского моря", первые три фильма. Традиционной для жанра нечистью являются пираты с проклятого корабля из первого фильма. Во втором фильме появляется сам морской дьявол Дэви Джонс. В третьей серии героям противостоит безжалостная Ост-Индийская Компания.

Принцип понятен? Кстати, Кэмерон следовал ему в двух первых "Терминаторах" - Т-800 это робот-инфильтратор стандартной модели, в будущем такие бродят повсюду, с кожей и без; а Т-1000 - настоящий демон, неуязвимый оборотень. Существование Т-1000 обесценивало все последующие идеи насчёт "Т-X" и "Т-", поэтому темой третьей серии должны были стать корпорация "Кибердайн" и "Скайнет", в той или иной форме (это даже в аттракционе так). Авторы третьей и четвёртой серии сделали пару неуверенных шагов в этом направлении, но у них ничего не вышло.

Пример непонимания этого принципа - трилогия "Мумия", и в том числе поэтому я считаю её неудачной. Формально, "демоном" второй части является Скала в роли Царя-Скорпиона, но он появляется на пять минут, и то в виде компьютерного спецэффекта. Между тем, если считать, что всемогущий бессмертный жрец Имхотеп из первой серии был всего лишь "нечистью" (он ведь ожившая мумия, так?), то "демоном" сиквела должен был стать древний египетский бог, не меньше. Вместо этого у нас Имхотеп в первый раз, Имхотеп во второй раз, и Джет Ли в третьей части.

Опять же, "Матрица". "Нечисть" - агенты Матрицы. "Демон" - очевидно, приглянувшийся зрителю агент Смит, который обрёл невиданное могущество и пустился в независимое плавание. Показать систему у них не получилось, размноживший себя и сожравший всю Матрицу Смит на "систему" не тянет, и вообще, его слишком много.

...Можно спорить, является ли значимым статус самого героя, а также способ, которым он побеждает последовательность из "нечисти", "демона" и "системы".

А как пример иного способа создания сиквелов, я бы упомянул "Рэмбо". С точки зрения вышеупомянутой классификации, во всех четырёх фильмах Рэмбо сталкивается с нечистью, демона у него нет. (По аналогичной схеме развивался сериал "Брат", кстати; кто знает, каким бы был "Брат-3", если бы Сергей Бодров не погиб?)

P.S. Фильмы про гонщиков и боксёров надо заранее исключить из рассмотрения, наверное.
P.P.S. А ведь не зря я сегодня этот пост вспоминал, есть что-то общее.
linkReply

Comments:
[User Picture]From: valery_medved
2011-04-25 07:42 am (UTC)
а в эту систему приквелы вписываются?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: gest
2011-04-25 04:35 pm (UTC)
А как в эту систему должны приквелы вписываться?
По-моему, никак.
Или есть какие-то мысли насчёт сюжетной оппозиции в приквелах?
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: valery_medved
2011-04-26 11:53 am (UTC)
насчет сюжетов - нет, но есть довольно смутные мысли относительно правила "неубывания зрелищности" в применении к приквелам.

Собственно, речь о том, что обычно фильм, снятый позже, обязан быть не менее зрелищным, чем предыдущий, однако для приквелов это правило дает занятный эффект при просмотре фильмов в порядке, соответствующем показываемой временной линии. Зрелищность и, так сказать, показываемое разнообразие в этом случае убывают со временем. Иногда это оправдывают сюжетом (прошла война, например), а иногда не очень. Наверное, из этих наблюдений можно сделать и еще какие-то выводы, но я пока ничего не придумал)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: drako_staarn
2012-02-24 12:05 pm (UTC)
Любопытная мысль пришла в голову. Эдак мы получаем тогда незамкнутую систему, направленную вперёд. Со стороны сиквелов - прирост (однозначный), со стороны приквелов - неубывание. Нет?
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: gcugreyarea
2011-04-25 03:01 pm (UTC)
Весьма и весьма вкусно.
Кстати, весьма интересно в этом смысле рассмотреть "Хеллсинг".
Нечисть там определённо есть, причём в буквальном смысле - гули и фрики, которых Алу валит для разминки тысячами.
Система - есть тоже, это Миллениум, олицетворяемый Майором. Жрецом Войны, ага. Сам по себе он ничего не представляет, но военная машина, которую он запустил, смогла вынести даже Алукарда.
А вот с Демоном всё сложнее. В гонзовской экранизации нам дали полноценного Демона - Инкогнито, завалили его, и на этом остановились. В манге и в OVA Демона вроде бы нет - на эту роль претендуют разные фрики, но Алу им быстро объясняет, где их место. Потому что Демон - это сам Алукард. Он и есть главное и самое чудовищное чудовище - все остальные ему просто неуклюже подражают.
А Героя там просто нет... Он где-то спрятался, и все его безуспешно ищут...
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: gest
2011-04-25 04:35 pm (UTC)
Так "Хеллсинг" и не трилогия.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: arishai
2011-04-25 07:59 pm (UTC)
"Показать систему у них не получилось, размноживший себя и сожравший всю Матрицу Смит на "систему" не тянет, и вообще, его слишком много."
В третьей части есть система, и Нео ей проигрывает.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: gest
2011-04-25 08:25 pm (UTC)
Да уж не выигрывает, точно :).
(Reply) (Parent) (Thread)