Григорий (gest) wrote,
Григорий
gest

Category:

Случайные размышления

Так, опять завис. Есть время и возможность что-то написать в ЖЖ, надо выбрать тему, эх...

В данный момент я думал о том, что фильм "Вариант "Омега"" с Далем я посмотрел только из-за ogasawara, у него это один из любимейших фильмов. Но не пожалел, и теперь периодически возвращаюсь к этому фильму в своих размышлениях. Пожалуй, в рамках жанра (фильмы про разведчиков в немецкой форме), он действительно может похвастаться довольно сложной структурой... А я люблю такую сложность.

В этом смысле, "Семнадцать мгновений весны" меня даже несколько разочаровал. Безусловно, это гениальный фильм, но гениален он отдельными сценами (из которых он, собственно, и состоит). Тихонов - Дуров, Тихонов - Плятт, Тихонов - Броневой, Табаков в роли Шелленберга, всё это можно вырезать и вешать на стенку. Но дело в том, что этот фильм очень длинный. Пожалуй, я ни разу не видел его целиком (хотя, возможно, сумма отрывков, которые я видел, составляет в итоге цельное произведение). И мне всегда казалось, что там, потом, будет какой-то хитрый выверт сюжета, гениальный твист, который придаст смысл всему происходящему. Тонкая игра, благодаря которой Штирлиц поимеет всех фашистов, что-нибудь в этом роде. А этого-то твиста там и нет. Я потом даже книжку Юлиана Семёнова прочёл, специально чтобы узнать, в чём же фишка, и там тоже ничего подобного не было.

Поправьте меня, если я не прав, но сюжет "Семнадцати мгновений..." следующий. Советское начальство сообщает Штирлицу, что кто-то из нацистского руководства ведёт сепаратные переговоры с американцами, и поручает ему эти переговоры сорвать. Штирлиц узнает, что переговоры ведут люди Гиммлера, поэтому он стучит на него Борману. Переговоры сорваны. Помимо этого, есть сюжетная линия, связанная с радисткой Кэт, её родами, арестом, побегом и последующим спасением. Да, оставшийся без радиста Штирлиц пытается установить новый канал связи через Швейцарию, для чего вербует профессора Плейшнера и пастора Шлага. Профессор забывает о конспирации, натыкается на немецких агентов и кончает жизнь самоубийством, а у пастора всё получается.

Всё остальное - атмосфера, музыка, стиль, актёрские работы. Но не сюжет, не идея, понимаете? И катарсиса нет.

При этом, в "Семнадцати мгновениях" литературная основа крепкая, а в "Варианте "Омега"" - слабая ("Операция "Викинг""). Но каким-то образом "Операция "Викинг"" уже содержала в себе намёк на будущую сложность фильма, и авторы "Варианта "Омега"" её каким-то образом разглядели и вытащили наружу. Чем я уже удивлялся-восхищался.

Это не вопрос о причинах популярности "Семнадцати мгновений весны" или относительной неизвестности фильма "Вариант "Омега"". Повторюсь, "Семнадцать мгновений..." - фильм гениальный, и он о жизни, ну и о проблемах людей, которые этой жизнью живут.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments