Григорий (gest) wrote,
Григорий
gest

Categories:

Пять стратегических планов и космоопера

А больше всего меня у Месснера порадовало следующее, это из его книги про "Мятежвойну":

"Известны четыре главных типа стратегических планов: немецкий - погром: подражая Ганнибаловым "Каннам", разгромить войско врага (Мольтке это удалось в 1871 году у Седана. Браухич в 1941 г. на Востоке не добился решения и полудюжиной "Канн"); английский - изнурение врага нанесением ему уколов подальше от его клыков и когтей (в прошлом это удалось Мальборо, но Монтгомери в 1944-1945 гг. не удалось - пришлось всерьёз драться); французский - овладение географическим залогом (Наполеон I потерял на Москве, Наполеон III заработал на Севастополе); англо-американский - террористический: подавление духа населения враждующей страны; Аттила, устрашая, побеждал; Рузвельту устрашить немцев не удалось, но побочная "прибыль" от террористических бомбёжек по населению (разрушение путей сообщения и промышленности) обессилила войско Германии".

Если отбросить пафосные слова про терроризм, то получаем:
1. Немецкая идея - решительный разгром врага в результате наступательного манёвра;
2. Английская идея - истощение врага действиями на его периферии, "стратегия непрямых действий";
3. Французская идея - перемалывание врага в ходе боёв за конкретный географический пункт;
4. Американская идея - захват господства в воздухе за счёт технического превосходства с последующим принуждением противника к капитуляции.

[см. также]

В МКЦ это будут, соответственно, стратегии Востока, Севера, Юга и Запада.

А вот с парадигмами Макарова всё интереснее, потому что последовательность иная. Разве что авианосцы,третья парадигма, очевидны, и это опять же американцы - "захватить господство в воздухе, затем безнаказанно расстреливать противника с воздуха". Первая парадигма, линкоры - немцы (видимо, с японцами) - "красиво разгромить врага в бою главных сил за счёт правильного манёвра". Англичане - вторая парадигма, крейсеры. "Жалить врага там, куда он не может или куда не успевает дотянуться, разрушая его торговлю и подрывая экономику". Французам достаётся четвёртая, и в этом есть своя логика. Какие устойчивые географические пункты есть на море? Порты да острова. Значит, здесь будет упор на десантные операции и береговую артиллерию (мины, крепости, базовую авиацию и т.д.). Просто это, скажем так, умеренная версия четвёртой парадигмы, а не предельная.

А отсюда можно перебросить мостик к космоопере. Причём, мне кажется, что "ключом" опять станет текст vonstrang'а, на который я ссылался много-много раз. 

Допустим, речь о компьютерной игре (космоопера с развитием, стратегией и тактическими боями), где стороны отличаются разными бонусами. Кто это будет?

1. Немецко-японская идея. Форма правления - пафосная космооперная монархия с аристократией. Бонусы на орудия главного калибра и двигатели. Возможно, бонус на прокачку адмиралов. Любимый тип корабля - быстрый линкор.

2. Английская идея. Форма правления - олигархия. Потомки космических пиратов, ага. Лучшие крейсеры в игре; бонусы на стэлс и гиперджамп. На стратегическим уровне - бонусы на экономический урон. Любимый тип корабля - рейдер-невидимка.

"Другим весьма полезным классом, в литературе, увы, встречающимся крайне редко, является то, что, за неимением лучшего термина, мы условно поименуем "подводной лодкой". Именно так, в кавычках, поскольку с морскими субмаринами этот класс боевых космических кораблей роднит лишь одно - приоритет качества скрытности перед прочими техническими параметрами. Проще говоря, это корабль, способный подкрасться к врагу незамеченным и (в идеале) атаковать так, чтобы противник сам не понял, кто в него стреляет...
Наконец, в "Ватерлинии" Александра Громова упоминаются "всепространственные крейсера", которым скрытность заменяет способность выходить из гиперпространства в любой точке "нормального" космоса и, точно также, из любой точки "нормального" космоса в гиперпространство уходить. Не совсем то, о чём мы тут ведём речь, но всё-таки..."

 
3. Американская идея. Форма правления - космооперная демократия. Основная тактика - расстрел противника с предельной дистанции. Соответственно, бонусы на системы наведения, сенсоры, РЭБ, различные спецспособности, позволяющие парализовать и ослабить вражеские корабли. Лучшие истребители/ракеты в игре. На стратегическом уровне - бонусы к бомбёжке планет и использованию по планетам оружия массового поражения. Любимый тип корабля - носитель управляемого оружия.

4. Французская идея. Форма правления - парламентская анархия. Фракция для мазохистов - бонусы на малые суда и на корабли-гибриды, на которых установлено разнотипное вооружение. На стратегическом уровне специализируется на обороне планет и систем, а также на захвате планет в ходе десантных операций, борьбе с наземными группировками противника. Любимый тип корабля - универсальный крейсер по vonstrang'у.

"В дополнение к этим категориям боевых кораблей можно назвать ещё одну - многоцелевые или универсальные крейсера. Название говорит само за себя: это должен быть "боевой корабль вообще", военная машина, способная выполнять самый широкий спектр задач. Иными словами, универсальный крейсер должен иметь на борту как тяжёлое, так и лёгкое вооружение, подразделения десанта с набором высадочных средств и лёгкие ударные единицы в придачу.
Практика, однако, показывает, что всякое устройство, заявленное как многофункциональное, все возложенные на него задачи выполняет в равной степени отвратительно. К военной технике сие относится в первую очередь. Так что особого проку в эскадренном бою от универсальных крейсеров ждать не стоит. Зато они очень эффективны в войне против слабо вооружённого противника, не имеющего за душой ничего, кроме аналогичных по классу кораблей и/или горстки дестройеров. Проще говоря, универсальный крейсер - это корабль для колониальных войн и локальных конфликтов".

"Универсальный крейсер – это корабль для решения широкого спектра задач. Куча функций в одном флаконе. Этакая «боевая единица в себе», что твой бойцовый кот. Универсальный крейсер – основное средство несения свободы и демократии (или светлой имперской идеи) в необъятные просторы космоса. Он способен охранять конвои, сбивать корабли, высаживать десанты, etc. – словом, в одиночку вести небольшую такую войнушку...
При этом универсальный крейсер индивидуален. Он может сражаться и в составе эскадры, но это отнюдь не является condition sine qua non его боеспособности. Более того, именно в одиночку он имеет наилучшие шансы показать всё, на что способен".

...Но самый смак в том, что Месснер дальше называет ещё одну идею - советскую.

"Надо предвидеть пятый тип стратегического плана - советский: угроза регулярным воинством и широкое применение иррегулярного войска, а также революционных сил".

По-моему, отличная идея для какой-нибудь фэнтезийной империи. И это, конечно же, соответствует одной из пяти стихий фэн-шуй - а именно, Земле, Центру. Срединная Империя обладает огромным войском, но держит его в крепостях, разбросанных вдоль границы. Главная функция войска - пугать соседей своими размерами ("где мы их всех хоронить будем?"), при этом активную политику Империя ведёт при помощи бесчисленных шпионов и агентов влияния...

В нашей компьютерной игре это будет фракция-NPC. (Поскольку для игровой фракции она слишком несбалансирована. Игрок ведь может тупо начать войну, опираясь на имеющиеся у него обширные силы, с хорошими шансами на победу. А компьютер должен играть крайне осторожно, в соответствии с легендой - пугать игрока немереным количеством своих юнитов и засылать к нему шпионов.)

5. Советская идея. Форма правления - социалистическая империя. Бонус на броню и защитные системы.

"...Звездолёты, основным параметром которых является живучесть. Ради усиления броневой/силовой защиты при конструировании подобных кораблей можно пожертвовать всеми остальными характеристиками... Недостаток собственной огневой мощи атакующих не имеет значения. Он компенсируется живучестью, если подобный корабль способен уничтожить линкор быстрее, чем линкор уничтожит его.
...Тяжёлые корабли прорыва (назовём их мониторами)...."

На стратегическом уровне - бонусы на шпионаж, терроризм, насильственное свержение правящего режима. Любимый тип корабля - мобильная крепость.

"Внимание на экран, господа - перед вами мобильная космическая крепость...
По своей сути мобильная космическая крепость - это универсальный крейсер, увеличенный до таких размеров, что количество, как и предписывают законы диалектики, перешло в качество, породив новый класс кораблей. При массе, на порядок и более превосходящей массу самых тяжёлых линкоров и кораблей-носителей, космическая крепость должна обладать огневой мощью дивизии линкоров (а лучше - двух) и неимоверной живучестью, нести в своём чреве маленькую армию десантников с полным набором высадочных средств и средств поддержки, служить базой для нескольких эскадрилий дестройеров и ремонтным доком для более крупных кораблей, но главное - иметь поистине безразмерные склады, вмещающие всё необходимое для ведения военной кампании силами флота. Потому что в том и заключается её основное предназначение. Космическая крепость - это ядро флотской группировки, вынужденной действовать в отрыве от стационарных баз.

Подобный подход к тыловому обеспечению имеет свои достоинства, но и свои недостатки. Космическая крепость - сверхдорогая игрушка (ну, а казна, как всегда, пуста), тогда как транспортные корабли всех мастей всегда под рукой: во время войны их можно мобилизовать в торговом флоте. Однако космическая крепость способна сама за себя постоять, для её атаки противнику потребуется собрать немаленькую эскадру - а вот транспортные корабли беззащитны перед каким-нибудь наспех вооружённым вспомогательным крейсером...
С другой стороны, однако, нельзя же класть все яйца в одну мошонку: уничтожение космической крепости противником практически наверняка разрушит полностью наш тыл".

То есть, обычный modus operandi у "американцев" - вывести флот на орбиту и бомбить планету, понижая моральный уровень населения, пока местное правительство не согласится принять их условия. "Французы" просто с боем высаживают десант и пытаются захватить основные населённые пункты. Империя сначала организует государственный переворот при помощи своих агентов, а затем быстро заключает соглашение с новой властью и посылает на помощь новоявленному союзнику одну из своих мобильных крепостей.

С сюжетной же точки зрения, мобильные крепости являются символом имперской отмороженности. На самом деле, они не очень эффективны против линкоров (иначе бы все их строили вместо линкоров). Но они представляют собой идеальный корабль для "постапокалиптической космооперы", для мира после Последней Большой Войны. Основная часть крупных кораблей так или иначе будет выбита, или выйдет из строя, а мелочь мобильной крепости не страшна. При этом, все необходимые припасы крепость возит внутри себя. Даже одна единственная выжившая мобильная крепость способна обеспечить сохранение имперской культуры и стать ядром последующего возрождения. Таким образом, программа строительства мобильных крепостей демонстрирует готовность Империи сражаться за победу в глобальной войне, даже если это будет означать гибель 80 процентов населения.

[При желании, можно заявить, что тут перечислены не пять космических держав, а пять космических флотов одной единственной державы. Флот завоевания господства - Крейсерский/Патрульный флот - Ударно-стратегический - Десантный - Флот Метрополии.]
Tags: МКЦ, космоопера, парадигмы, пять планов, фен-шуй
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 69 comments